Смешивать правду с невинной выдумкой собираются в Музее современного искусства в рамках проекта, посвященного самому известному в мире выдумщику.

«Кто Вы, барон Мюнхгаузен?» таким вопросом открывается новая выставка в музее имени Пластова на улице Льва Толстого. Посетители, правда, получив ответ на этот вопрос, могут задать другой: «Кто вы, господа организаторы, – шутники или работники культуры?». Сотрудники музея, следуя примеру своего героя, намерены рассказывать посетителям экспозиции «завиральные», как они их называют сами, истории. Разобраться, где правда, а где байка, вряд ли получится. По крайней мере, сам Мюнхгаузен сумел смешать свою жизнь и вымысел до такой степени, что теперь многие считают, что и лично барон был только литературным персонажем.

Между тем, напоминает сотрудник музея Ольга Королева, Карл Фридрих фон Мюнхгаузен и вправду жил в XVIII в веке в Германии и немалую часть своей жизни провел в России. Интересно, что начало роду Мюнхгаузенов дал монах. Он, последний в своем роду, был отпущен из монастыря, чтобы семейная линия не прервалась. В продолженном роде память о монашестве сохранилась в новой фамилии – «мюнх» и переводится с немецкого как «монах».

К тому моменту, как будущий литературный герой Карл в 1920 году появился на свет, возрожденное монахом семейство разрослось – мальчик был пятым из восьми детей в нем. Чтобы получше устроить его судьбу, Карла отдали в пажи к немецкому герцогу. С ним юный Мюнхгаузен и попал в Россию, где вырос до поручика, а потом и ротмистра.

Службу в России женившийся на немецкой дворянке барон покинул, вернувшись в родной городок Боденвердер.

Там он выстроил охотничий павильон, увешанный головами добытых животных, который вскоре получил название «павильона лжи». В нем Мюнхгаузен проводил вечера с друзьями и знакомыми за байками об охоте и его жизни в России, которые со временем становились все красочнее. Пользовались популярностью рассказы барона и в других городах, где свои истории он мог выдавать публике, к примеру, в трактирах.

Вскоре эти новеллы стали появляться в печати в различных сборниках и альманахах, в частности, в немецком «Путеводителе для весельчаков». Затем в Англии без указания автора вышли «Рассказы барона Мюнхгаузена о его изумительных путешествиях и кампаниях в России». Составителем книги был Рудольф Распе, который, кроме историй самого барона, добавил в книгу и других баек.

Книга была перепечатана в Германии.

Ее появление в родной стране Мюнхгаузена вызвало у барона возмущение, тем более что в книге было указано полное имя барона. Зато читатели историй со всей страны стали собираться в Боденвердер, чтобы поглазеть на прославившегося балагура.

С тех пор началась его литературная слава, а вот жизнь реальная, наоборот, покатилась под горку. После смерти жены барон неудачно женился второй раз и в результате судебных тяжб с новой супругой к старости оказался разорен. Правда, чувства юмора он не терял и в этой ситуации – однажды напугал служанку рассказом о том, как русский медведь откусил ему пальцы на ноге. На самом деле пальцы барон просто отморозил на русском холоде.

После смерти Мюнхгаузен из реального человека окончательно превратился в литературного персонажа.

В том числе добрались книги с рассказами о его приключениях и до России. Ну а к книгам, конечно, нужно было делать иллюстрации. Рисовали Мюнхгаузена многие художники, но в Ульяновский художественный музей еще в советское время попали работы Михаила Майофиса, делавшего гравюры к историям про Мюнхгаузена в 1980 году.

Эти рисунки и стали основой мюнхгаузенского проекта Музея современного искусства. Посещать его организаторы приглашают ульяновцев семьями. Рисунки Майофис делал для детского издания, кроме того, для детей приготовлены мультфильмы про барона. При этом знакомиться с историями Мюнхгаузена можно не только в зале, но и на свежем воздухе во дворе музея, где может быть установлен проектор для презентации.

Взрослым же окунуться в мир барона предлагают не только с помощью мультиков, но и тех самых сочиненных музейщиками «завиральных» историй. Стоит прийти, послушать и поудивляться – и выдумкам, и тому, что дело Мюнхгаузена живет уже третий век, ведь в этом году исполняется 290 лет со дня его рождения.

Лидия Пехтерева