Сразу две женщины, имеющие детей, обратились за помощью на этой неделе в редакцию «СК». Обе семьи оказались в непростой ситуации, для разрешения которой требуется срочное вмешательство властей.
Остаются без жилья
Проблему Галины Барченковой из Димитровграда мы поднимали в прошлом году. Несколько лет назад женщина с мужем купили в ипотеку квартиру. Жизнь, казалось бы, стала налаживаться – семья с двумя детьми начала обустраиваться в купленной на заемные средства «хрущевке».
Но радоваться пришлось недолго.
Вскоре супруг Галины попал в больницу с пневмонией. Вроде бы вылечили, но через время выяснилось, что диагноз у него гораздо более серьезный – «туберкулез». Буквально на глазах у жены и дочек Евгений Барченков сгорел.
С трудом отходившую от потери любимого женщину ждал еще один удар – оформивший кредит на квартиру банк обратился в суд, требуя расторжения договора об ипотеке.
Была надежда на страховку жизни Евгения, которую супруги оформили при получении кредита. Но страховая компания, на сторону которой встал и суд, выплачивать деньги отказалась, сославшись на то, что мужчина оформил страхование жизни, уже будучи больным туберкулезом, и, значит, сделал это с умыслом.
Умысел, сформулированный страховщиками, для Елены звучал ужасно – фактически выходило, что ее муж собирался умереть, чтобы оплатить страховкой ипотеку.
Попытки оспорить решение суда как по страховке, так и по выселению из ипотечной квартиры ничем не закончились. На днях на кассационную жалобу Галины Барченковой по поводу выселения пришло окончательное решение суда. Согласно ему, квартиру женщина и две ее дочери должны освободить в ближайшее время.
Фактически, если следовать букве закона, комментирует эту ситуацию областной уполномоченный по правам ребенка Константин Долинин, детей Галины после выселения должны будут забрать в приют, пока она не сможет подыскать себе новое жилье. Но зачем устраивать еще одну трагедию в семье, и без того пережившей немало?
Тот же Константин Долинин считает, что ее можно избежать, если объединить усилия самой женщины, властей и бизнеса по поиску выхода из ситуации. Банк, по его информации, заявлял о готовности пойти навстречу заемщице, попавшей в сложную ситуацию. А вот к бездействию димитровградских властей в решении этой проблемы у уполномоченного есть немало вопросов. «Город Димитровград ведет себя прохладно и не предлагает варианты поддержки семьи Барченковой», – считает Константин Долинин. Социальная защита свою помощь семье предложила, но, как выяснилось, возможности ведомства не простираются дальше материальной помощи суммой в несколько тысяч рублей.
Сама Галина Барченкова попыток найти общий язык с банком, а не общаться с его представителями только в суде, пока не делала. В возможность рассрочки или перекредитования ипотеки она не верит. У женщины для этого есть основания – после смерти мужа у нее тоже обнаружили туберкулез, а значит, для банка она – ненадежный заемщик.
Очевидно, что при активном включении в решение проблемы властей выход для больной женщины и двух ее маленьких детей может быть найден. Или неужели единственный вариант, который могут предложить чиновники попавшей в ипотечную ловушку семье, – разлучение с матерью детей, и так уже переживших смерть отца?
Пять дней без света
У еще одной мамы двоих детей, Татьяны Клименко, живущей в Ульяновске, есть и квартира, и муж. Но немало других проблем. Так, с мужем женщина разводится. Рассказывает, что после многих лет нормальной жизни отношения в семье разладились одновременно с тем, как ее болезнь – сахарный диабет – стала все больше давать о себе знать. В начале этого года после решения о разводе болезнь обострилась, и Татьяна попала в больницу. Немного подправив здоровье и вернувшись домой, обнаружила долги за квартиру.
Несколько месяцев, объясняет женщина, из-за семейных передряг и болезни у нее практически не было денег и платить за коммунальные услуги было нечем.
В итоге к испорченным отношениям с супругом и болезни добавилась еще одна проблема – угроза отключения коммунальных услуг. В четверг на прошлой неделе, рассказывает Татьяна, ей отрезали электроэнергию. Инвалид осталась без работающего холодильника, в котором хранятся лекарства.
Вернуть свет в квартиру удалось только в понедельник после вмешательства в ситуацию руководителя общественной организации «Правовой фонд» Игоря Корнилова. Долги за электричество в ближайшее время женщина должна отдать – в тот же понедельник было принято решение о выделении ей материальной помощи, сообщила нам начальник отдела семейной политики департамента социальной защиты Ольга Лаврентьева.
Но угроза отключения коммунальных услуг инвалиду и ее детям остается – выделенных соцзащитой средств на погашение всех скопившихся долгов не хватит. Опять-таки без подключения к рассмотрению проблемы всех сторон – коммунальщиков и представителей власти – семье этот вопрос не решить.
Подобных проблем у ульяновских семей в последнее время возникает немало, отмечает Игорь Корнилов. Видимо, сказался кризис. А эффективной системы их решения, кроме силовых методов вроде выселения и отключения коммунальных благ, властные структуры пока не демонстрируют.
Лидия Пехтерева