Россияне стали меньше бояться безработицы. По крайней мере, по данным ВЦИОМ сейчас 41 процент населения вообще не обсуждает эту тему дома и с друзьями. Почти столько же заявили, что никто из их знакомых не терял работу в последнее время. Хотя многие эксперты считают, что россияне расслабились рановато. По некоторым прогнозам число официально зарегистрированных безработных может составить 3 миллиона человек, а их общая численность – 8-9 миллионов человек.

Что же касается нашего региона, чиновники рисуют ну очень благостную картину. Представители Департамента занятости заявляют, что «рынок труда показывает положительную динамику». Вместе с Башкирией по показателю безработицы на данный момент мы уверенно делим 6-7 место в ПФО. В Ульяновской области – 1,74 процента безработных. Для сравнения, в среднем по стране их 2, 45 процента, в среднем по округу – 2, 07. В первом полугодии 2010 года в службу занятости обратилось 26 тысяч человек, что на четверть меньше аналогичного периода прошлого года. И это неудивительно. Во-первых, кризис, очевидно, поутих – в одном только Интернете даже на первый взгляд вакансий стало больше. А, во-вторых, по своему опыту знаю, что многие обратившиеся в Службу занятости оказались разочарованы теми очередями, которые выстраивались там ежедневно, предпочитали искать место самостоятельно, всячески избегая повторного контакта с местными трудоустроителями.

Последние, кстати, считают, что сработали неплохо. В доказательство приводят все те же безмолвные цифры статистики: трудоустроено 70 процентов граждан, проведено более пятиста ярмарок вакансий. «Психологическая поддержка», «социальная адаптация», «профориентация» – все это, конечно, отлично, только если у вас есть, что покушать. В противном случае, всякие курсы и беседы «за здравие» будут бесполезны…

Из последних новаций на рынке труда – институт наставничества, словно воскресший на предприятиях с советских времен, а также квота на использование иностранной рабочей силы (впрочем, даже она исчерпана только на треть – ну не стремятся иностранцы в нашу область: тут вам не Москва, зарплаты не те). Впрочем, чиновники объясняют это патриотической привязанностью работодателей к местным рабочим рукам. Отрадно и то, что «массовых увольнений в этом году не заявлено». Есть, конечно, неполная занятость, но она не вызывает «особых опасений». Короче, самая большая угроза – это кадровая политика Патронного завода, намеревающегося избавиться сразу от 145 работников, а в остальном, «прекрасная маркиза»…

Ширится и помощь службы занятости местному малому бизнесу. В городе это по-прежнему мелкая торговля и прокат, на селе – животноводство в личном подсобном хозяйстве. Желающим и деньги на оформление необходимых бумаг дают, и средства на открытие самого дела. Тут тоже не обошлось без новостей. Если вы безработный, открывший собственное дело, трудоустроили другого безработного, – вам и за него государство субсидию даст на развитие бизнеса. Устроили троих – три субсидии, четверых – четыре… Выгодное дельце, получается, черт возьми, за счет бюджета! Желающие – не упустите свой шанс. А уж как деньги взять, и потратить туда, куда лично вам нужно, додумаетесь как-нибудь…

«У нас есть оптимизм», – говорят чиновники. Задача – войти в пятерку по ПФО по количеству безработных – к концу года может быть решена. План вполне конкретен – полтора процента нетрудоустроенных жителей региона. На бумаге красиво – это без сомнения. Только как быть попадающим в процент незанятых? Кто-то, составляя планы, одним росчерком пера уготовил им незавидную судьбу?..

Алла ЯДОВА