Признанный ученый-химик создавал новые сплавы для авиационной и космической промышленности страны, а отдыхать от работы приезжал в родное село в Ульяновской области.

О знаменитом земляке нам напомнила жительница Ульяновска Лидия Кондратьева. Ее семья родом из села Средние Тимерсяны Цильнинского района, где в 1904 году родился Иван Корнилов, будущий академик.

В Симбирске Корнилов учился в педагогическом училище – знаменитой школе чувашского просветителя Ивана Яковлева, затем в 1924 году поступил в Московский промышленно-экономический институт. Встреча в Москве с ученым-химиком Николаем Курнаковым определила дальнейшую судьбу студента. Иван заслушивался рассказами о роли ученых в преобразовании страны и решил попытаться сам их приблизить. В 1930 году он поступил в аспирантуру Академии наук в Ленинграде под руководство самого Николая Курнакова, в 1934 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата химических наук и стал работать в Институте общества неорганической химии Академии наук.

За годы научной работы наш земляк занимал должности ученого секретаря президиума Академии наук, заместителя академика-секретаря отделения технических наук Академии, заведовал лабораторией химии металлических сплавов.

Главной темой работы Ивана Корнилова стали твердые сплавы. В годы войны он внедрял на оборонных предприятиях жароупорные сплавы. В мирное время разработки химиков внедрялись в авиационную и космическую промышленность.

Особое внимание академик уделял новому тогда в промышленности металлу – титану. Благодаря его работам, сплавы с этим легким, прочным и жароупорным металлом начали использовать в промышленности.

Сейчас стало понятно, что, занявшись титаном, Корнилов угадал направление развития промышленности на многие годы вперед. К примеру, новый самолет «Боинг», о создании которого было заявлено несколько лет назад, планировали делать с использованием российских сплавов титана.

Заслуги академика признавали и в те годы. За изучение природы титана и свойств его сплавов ему была присуждена Ленинская премия. А в 1973 году от президента Академии наук Мстислава Келдыша Иван Корнилов получил золотую медаль, учрежденную в честь металлурга Чернова, за комплекс работ по соединению металлов. Также ученому была присуждена Государственная премия СССР – за разработку нового метода исследования жаропрочности сплавов.

Несмотря на такое признание и командировки по всему миру, Иван Корнилов регулярно, раз в три-четыре года, выбирался в родную деревню, рассказывает Лидия Кондратьева. С ее семьей ученого связывали особые отношения – ее мама была его крестницей. Ей он каждый раз привозил подарки.

А раньше семья Корниловых в Средних Тимерсянах жила рядом с родственниками Лидии Ивановны через речку Тимерсянку. Ее дедушка вместе с будущим академиком ходили в среднетимерсянскую школу.

Жили Корниловы не очень богато, а вот прадедушка Лидии Кондратьевой был грамотным, что до революции считалось редкостью. Будущий ученый часто к нему захаживал – посидеть с имевшимися в доме книгами.

И, видимо,его детство, несмотря на небольшой достаток семьи, было настолько счастливым, что о малой родине ученый не забывал никогда.

Приезжая, он всегда приходил в школу, общался с учениками, привозил оборудование для лаборатории. Землякам о своей работе академик, конечно, рассказывал, но без подробностей – многое из его трудов было засекречено.

О том, что он занимался титаном, Лидия Кондратьева узнала случайно.

Она сама работала в области, связанной с космическими технологиями, и, отправившись однажды в библиотеку, обнаружила в каталоге статей среди авторов имя земляка со статьей «Титан и его сплавы». Статья была написана в то время, когда в авиации и космической промышленности применялись дорогие ванадий и вольфрам, рассказывает она. А Корнилов уже тогда изучал и продвигал новые технологии, которые получили признание сейчас.

Полина Нелидова