Несмотря на 65-летний юбилей Великой Победы, отмеченный в этом году, мы до сих пор пишем ульяновскую летопись той войны. В регионе есть немало музейных экспозиций, посвященных отдельным событиям той битвы, участникам и героям, но охватить полностью события четырех военных лет ни одна из них не может. Случившееся было настолько масштабно и трагично, вовлекло в события столько людей, что рассказать разом обо всей войне вряд ли удастся, ведь ценна каждая мелкая деталь. Таких деталей о наших земляках полна открывшаяся недавно в Краеведческом музее выставка в рамках проекта «Музеи России и Белоруссии о Великой Отечественной войне». Белорусы привезли в Ульяновск не просто рассказ о том, как они выживали, оказавшись первым рубежом на пути гитлеровцев к России, но и постарались восполнить пробелы наших знаний о воевавших на белорусских фронтах ульяновцах.

Наганова нашли через восемь лет

Одной из первых удар немецких войск в июне 1941 года приняла, как известно, Брестская крепость. Гитлер планировал взять ее за час, но задержаться у города его войскам пришлось на несколько дней. За это время за ее стенами погибли тысячи бойцов. Именем одного из них – лейтенанта Алексея Наганова – в Ульяновске названа улица.

Алексей Федорович родом из села Красная Река Старомайнского района. Там до сих пор живут его сестры Анна, Лидия и Раиса.

Он же навсегда остался в Бресте. С 1940 года он служил в Брестском гарнизоне командиром взвода стрелкового полка. С 22 июня 1941го с курсантами полковой школы лейтенант Наганов удерживал Тереспольские ворота крепости.

О подвиге курсантов под руководством Наганова, свидетельствует привезенная из Белоруссии выставка, стало известно только через восемь лет. Их тела были найдены при разборе крепости в августе 1949 года. На выставке представлены документы об обнаружении тела лейтенанта Наганова. Бывшая на нем окровавленная гимнастерка, сейчас восстановленная, хранится в музее в Минске. А в Ульяновск привезены куски оплавленных от огня кирпичей из стены крепости с застрявшими в ней навсегда пистолетными гильзами.

Дивизию вернули из мертвых

Еще немало наших земляков воевало в Самаро-Ульяновской бердичевской железной стрелковой дивизии, которая под командованием Кузьмы Галицкого вступила в бои на территории Белоруссии 25 июня 1945 года. В ходе всего пяти дней боев солдаты дивизии подбили более ста танков, сбили восемь самолетов противника. Против танков приходилось идти с бутылками со специальной зажигательной смесью – «коктейлем Молотова». Секрет рецепта этой смеси не разгадан до сих пор, зато сохранились и добрались до Ульяновска специально выпускавшиеся для солдат памятки по пользованию смертельным коктейлем.

Несмотря на первые успехи в столкновениях с противником, уже 29 июня дивизии пришлось отступать. И – трагический момент для военного подразделения – во время отхода было утеряно знамя дивизии. Согласно строгим военным правилам, она была расформирована. Так бы и не дошла память о подвигах в первые днивойны, если бы не практически чудо. Знамя было обнаружено через несколько лет. Оказалось, его хранил на своем теле погибший политрук дивизии, а позже знамя нашли местные жители. В 1944 году дивизия была восстановлена.

Генерала взорвали подпольщицы

Неполной будет история войны в Белоруссии без рассказа о концлагерях. На территории небольшой республики расположилось 260 крупных лагерей – они существовали практически при каждом заметном городе или поселке. Управлял Белоруссией под оккупацией немецкий генерал Кубе. На выставке представлено его фото – генерал гордо идет в центре Минска по площади, носящей имя Свободы.

О быте белорусских военнопленных, среди которых были и ульяновцы, рассказывают снимки и привезенные из Минска вещи: огромный деревянный башмак – в таких ходили узники, – потертая шинель и нашивки, которые были обязаны носить пленные. Около деревни Масюковщина располагался один из крупнейших концлагерей для военнопленных – Шталаг №352. После войны около деревни был сооружен памятник погибшим в лагере. В нем хранится книга с девятью тысячами имен уничтоженных немцами советских военнопленных, в том числе в ней есть упоминания о девяти наших земляках.

Но и во время оккупации Белоруссия продолжала сопротивляться захватчикам. Партизанское движение в этой стране было одним из сильнейших. Одним из первых партизанских отрядов руководил Василий Коржа, личные вещи которого представлены на выставке. Среди партизан было и немало женщин.

Так, две девушки-подпольщицы, Елена Мазаник и Мария Осипова, участвовали в подготовке успешного покушения на генерала Кубе. А одна из участниц партизанского отряда вышила знамя, которое выставлено в музее – на его вышивку были пущены нити из строп парашюта.

Было в Белоруссии и немало партизанивших ульяновцев. Среди них – Андрей Сумбаев, командир роты Бобруйской партизанской бригады, и Евгений Дроздовский. Дроздовский до начала войны был помощником штаба строительно-путевого батальона, расположенного в Львовской области. Затем он попал в окружение и сумел добраться до Белоруссии, где стал начальником штаба отряда «Смерть фашизму», а затем – командиром отряда партизанской бригады «Железняк».

Деятельность партизан и подпольщиков заключалась не только в нападениях на оккупантов, но и в активной пропагандистской работе. Гитлеровцы распространяли на территории Белоруссии свои листовки, в ответ выходили советские подпольные газеты и листовки. Делали их буквально на всем. На выставке представлены тетради, превратившиеся в рукописные газеты и листовки, выполненные на бересте.

Впрочем, нехватка материалов не мешала созданию не просто агитационных материалов, а работ высокого уровня. Так, портрет Гитлера, представленный на выставке, можно считать одним из самых впечатляющих экспонатов. Изображение заставляет долго вглядываться в лицо диктатора. Оно составлено из изображений убийств и разрушений, творимых немецкой армией по его воле. «В глазах людоеда – смерть», – говорится в коротких строчках, сопровождающих портрет.

Лидия Пехтерева