За голодовкой учителей ульяновских школ, предназначенных распоряжением чиновников к оптимизации (попросту, закрытию), за их победой, последующими массовыми отпусками педагогов и всеобщей адской жарой совершенно забылось, что с нового года в стране вступает в силу ФЗ-№ 83.
Суть этого закона – внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Совершенствоваться это положение будет следующим образом. Учреждения здравоохранения, образования и культуры поделят то ли на две, то ли на три группы. Прежде чем идти дальше, необходимо остановиться на разногласиях в градации, которые уже наводят на печальные мысли.
Согласно тексту самого закона, учреждения станут либо бюджетными, либо казенными. Если в двух словах, то под последним термином имеется в виду существующее положение дел, когда государство выдает учреждению деньги, исключительно на которые оно и осуществляет свои функции. В число же бюджетных попадут организации с большим правом имущественной самостоятельности. В числе этих нескольких прав у них будет и право оказывать услуги, относящиеся к основным видам их деятельности (за деньги). К этому мы еще вернемся. Пока же речь о том, что все без исключения, выступающие в защиту ФЗ-№ 83, почему-то ведут речь еще и о неких автономных учреждениях. По логике вещей этот вид является просто следующим шагом в развитии бюджетных учреждений. Но его упорно выделяют отдельно. Зачем? Почему? Непонятно…
Вернемся к главному, к услугам за деньги. Если с организациями здравоохранения и культуры все более-менее ясно (областной драмтеатр, к примеру, давно работает в этом ключе, а с платными медицинскими услугами не сталкивался только абсолютно здоровый человек), то изменения в образовании вызывают заслуженные опасения.
Средние школы (которые станут бюджетными) получат право не только выполнять госзаказ, то есть обучать детей согласно стандарту, утвержденному Министерством образования РФ, но и оказывать дополнительные услуги, оплачиваемые родителями. Сторонники закона любят приводить несколько примеров, вроде примера с языками. В школе задаром (по стандарту) обучают английскому. Но родители уверены, что их чадо обязано знать еще немецкий и французский. Вот эти уроки они и будут оплачивать, причем не обязательно в той школе, где их ребенок грызет гранит всех остальных наук. В общем, единороссы (а кто еще принимает законы в Госдуме?) пытаются втолковать всем, что деньги, уходящие напрямую в карман учителей-репетиторов, теперь будут попадать в казну учреждения, которыми оно (исходя из большего права бюджетной самостоятельности) будет распоряжаться на собственное благо. Покупать новое оборудование, переманивать на большую зарплату высококлассных педагогов, организовывать детям экскурсии и так далее… Заманчиво? Еще как! Тем более что чиновники от образования все как один заверяют, никакого сокращения стандарта среднего образования не будет. И, знаете, им надо верить. Хотя бы пока. Потому что на ближайший учебный год никакого сокращения (ни часов, ни предметов) и впрямь нет.
Рассчитывается, что закон просто позволит повысить качество образования и уровень существования самих школ. Но…
Всем известно, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. Тем более если мостит ее очередная партия власти. С тем, что ФЗ-№ 83 и впрямь может повысить качество образовательных услуг, согласен даже не поддерживающий его депутат Законодательного Собрания области, член фракции КПРФ Алексей Куринный. Вот только он при этом добавляет: «Все зависит от того, как будут исполнять его на местах».
(Небольшая ремарка: в свое время ульяновские парламентарии, все как один, отрицательно оценили проект ФЗ-№ 83, а теперь почему-то уверены, что он принесет только пользу…) Мы же рискнем пойти немногим дальше Алексея Владимировича и представить, как могут развиваться события после вступления закона в силу.
Вариант первый. Муниципальные школы НЕ переходят в частные руки ни сейчас, ни через пять лет. (Хотя по новому закону государственное финансирование частных школ разрешается.) Им НЕ урезается финансирование, более того, по мере возможности появляются госинвестиции. В разряд бюджетных или автономных переводятся только лучшие по качеству образования (а не по месту расположения или еще каким-то критериям) школы. Госстандарт образования НЕ сокращается.
И вариант второй. В разряд не упоминающихся в ФЗ-№ 83 «автономных учреждений» автоматически переводятся лучшие по экономическим критериям школы, в итоге спустя год-два-три они становятся полностью платными, в них сосредоточиваются лучшие кадры, оборудование и отпрыски элиты. Казенным учреждениям остается сокращенный до минимума стандарт (таблица умножения, пять правил грамматики и чем отличаются рыбы от кувшинок). Бюджетным – чуть более расширенный стандарт (азы геометрии, закон Ньютона и малый круг кровообращения), плюс дополнительные занятия за деньги.
Как ни сложно понять, вариант номер один представляет собой идеальной соблюдение существующей буквы закона. То, чем завлекают нас идеологи ФЗ-№ 83, и то, к чему надо стремиться. Но такая ситуация пока проходит по разряду фантастики.
Зато всем хорошо знаком второй вариант. Как минимум по западным фильмам. Элитные частные колледжи. Платные школы для тех, у кого есть хотя бы немного денег и большое желание дать образование детям. И поголовное начальное (не среднее!) образование для всех остальных.
К сожалению, за последний вариант говорят и общие тенденции перевода образования на западные рельсы. Введение ЕГЭ и планируемый последующий полный переход на тестовую систему. Грядущее сокращения часов по «ненужным» предметам. Уже утвержденная Госдумой двухуровневая система высшего образования. Это – на уровне страны. Многих ульяновцев же должно насторожить хотя бы то, что экспертный совет, должный координировать подготовку к реализации ФЗ-№ 83, возглавит Ростислав Эдварс…
Антон ВЯЗЬМИНКИН