225 лет исполняется в это воскресенье колоколу, который ведет отсчет времени для ульяновцев на городских курантах.

Когда Анатолий Фролов открывает замок двери на третьем этаже в доме Гончарова, из приоткрывшейся щелочки становится слышен ход времени. «Тик-так», – говорит прячущийся за дверью в небольшой комнатке часовой механизм ульяновских курантов. «Здравствуйте», – произносит Анатолий Иванович, входя в комнату. И звучит это так естественно, что вслед за ним тоже здороваешься. Часы отвечают четким тиканьем. «Для вас это просто звук, а я вслушиваюсь и могу понять, все ли правильно у них работает», – говорит смотритель часов.

В наш визит часы работают четко. Не отстают и не спешат, подавая пример нам с Анатолием Ивановичем. Нам бы надо забраться еще выше – в башенку знаменитого дома, но при этом не спешить, чтобы не задеть ненароком деталей тонкого часового механизма и не спутать весь город, сверяющий время по курантам. Но нужно и не опоздать, чтобы не оказаться в башне в то время, когда стрелка подойдет к 60 минутам, чтобы не быть оглушенными ударами колокола.

«Однажды привели сюда ребят, а как раз время подошло. Они лазили, осматривались, а как начало бить, сразу на пол попадали», – рассказывает Анатолий Фролов о том, что бывает, если залезть в машину времени в такой момент. Мы с ним в этот раз повторить опыт путешествия по времени не рискуем – успеваем разобраться в деталях механизма и налюбоваться на именинника в перерыве между выполнением им своих рабочих обязанностей.

Колокол по нижнему краю имеет диаметр больше метра. Выстроенная

для него и для часов башня чуть больше, поэтому сфотографировать полностью колокол не удается. Зато изучение букв-накладок, размещенных на нем по краю, подтверждает: время готовиться к празднику. «В 1785 году, июль 28», – по старому стилю обозначена дата рождения колокола. По новому стилю она приходится на 8 августа. Впервые за 225 лет колоколу на этой юбилейной для него неделе устроили настоящий день рождения.

Более необычный юбилей трудно себе представить. Во-первых, не так уж много в России сохранилось старинных колоколов, отлитых до революции, – слишком сильно старались их уничтожить в годы богоборчества. Во-вторых, вряд ли много найдется в стране именных колоколов, а ульяновский, не стесняясь, носит имя создателя. В-третьих, где это вообще видано – отмечать юбилей часового колокола?! Но история нашего настолько примечательна и при этом малоизвестна горожанам, что на нее стоит обратить внимание.

Колокол был отлит в Симбирске купцом Гаврилой Шаминым для Ивана Орлова, владевшего землями в Симбирском наместничестве – ныне затопленным селом Головкино и Старой Майной. При этом купец не постеснялся оставить свое имя на колоколе, что было необычно, ведь предназначался он для общения с высшими силами -для церкви, отстроенной Орловым в Головкино. Правда, уже тогда колокол должен быть напоминать о ходе времени – в храме он был встроен в английские часы, заказанные Орловым.

Отсчитывать церковное время колоколу суждено было до 1953 года.

Тогда Головкино начали готовить к затоплению в связи с оборудованием Куйбышевской ГЭС. Председатель райисполкома приказал взорвать церковь вместе с часами, но колокол успели снять, а старинный часовой механизм погиб. По воспоминаниям старожилов села, с неба церковные часы попали под ноги крестьянам – женщины стирали белье в реке, стоя на их циферблате.

Колокол же стал использоваться на пожарной каланче в Старой Майне. 20 лет он проработал там, считая уже не часы, а пожары, пока не был отправлен в Ульяновск в 1974 году. У нас тогда решили восстановить городские куранты. Прежние размещались на колокольне Спасо-Вознесенского собора, который стоял на месте нынешнего сквера Гончарова – ровно напротив действующих теперь курантов.

Собор был уничтожен в 1930-е годы, колокол от его часов утрачен, а сам часовой механизм спасен хранителем часов Николаем Кудрявцевым, разобран и спрятан в подвале горисполкома. Когда через почти полвека решено было восстановить в городе куранты, вспомнили и о старинных часах, рассказывает Анатолий Фролов. Припомнили, что лежали они в подвале, а входы в подвал уже были заложены. Пришлось разбирать загородки и вынимать старинную машину времени на божий свет.

Историю хранимых им часов и их колокола Анатолий Иванович знает досконально – немало литературы пришлось изучить, когда восстанавливал часы вместе с коллегами по приборостроительному заводу. Кроме восстановления, в механизм пришлось вводить и новшества. К примеру, прежде

часы смотрели на две стороны с двух циферблатов, а сейчас их три. Заправлять механизм маслом прежде нужно было вручную, теперь они смазываются автоматически. Завода часов хватало всего на двое суток, а теперь гири поднимаются и опускаются сами. Вес гирь, ведущих стрелки и заставляющих бить колокол, кстати, часовщик, несмотря на пришедший уже XXI век, меряет по-старинному – в пудах. Ведь и весь часовой механизм он настраивал по этим мерам.

Часами на приборном заводе начали заниматься в сентябре 1973 года, пущены они были уже 22 декабря. А потом больше полугода машина времени пряталась в кладовке на заводе, пока 12 сентября 1974 года не была запущена уже в башне, надстроенной над домом Гончарова.

Событие это стало настоящим перекрестком времен: часовой механизм для Спасо-Вознесенского собора в Симбирске подарил граф Владимир Орлов-Давыдов – потомок Ивана Орлова, владевшего колоколом. Колокол деда соединился с часами, которые заказывал его внук. Время доказало, что, как бы ни старались богоборцы, председатели райисполкомов и уничтожители истории, время все равно возьмет свое.

Правда, считает краевед Сергей Петров, для колокола пора время остановить. Он предлагает вынуть старинный колокол из часовой башни и перевести его из разряда действующих в музейные экспонаты, а в башне поселить его коллегу, не имеющего такой богатой истории. А то старинный колокол постепенно разрушается от ежечасных ударов в одну точку на нем молотком, опасается краевед. Время, оно ведь никого не жалеет.

В честь дня рождения колокола напомнить о ходе времени решили в заповеднике «Родина Ленина». У музея «Симбирское купечество», расположенного на улице Ленина чуть ниже курантов, организовали посвященную часам выставку. Чтобы поздравления были видны и с высоты башенки, в которой поселился колокол, разместили ее не в музейных залах, а на улице – прямо на музейном заборе. Желающие не опоздать на «надзаборную выставку» ульяновцы смогут ее увидеть еще несколько дней. Ну а поздравить именинника может каждый желающий – надо просто, проходя мимо дома Гончарова, поднять взгляд на часы и сказать «здравствуйте». Они обязательно ответят – тиканьем или даже боем колокола, если придет время.

Лидия ПЕХТЕРЕВА