Чуть ли не ежедневно вода в Волге отступает, оголяя все больше и больше песчаные пляжи. Только за последнюю неделю их ширина прибавилась на 15-20 метров. Жители левобережья шутят, что, мол, еще немного и до села Ундоры можно будет дойти пешком через Волгу по колено в воде.

Так что же все-таки с рекой происходит, какие у нее и, следовательно, у нас перспективы по поводу наличия воды? С этими вопросами корреспондент «СК» обратился к начальнику отдела водных ресурсов по Ульяновской области Нижневолжского бассейнового управления Юрию Есипову.

– Почему так резко воды в Волге стало меньше?

– Абсолютно не резко. У нас есть график уровня воды за 2008, 2009 и 2010-й годы. В настоящее время вода в реке – на уровне 51 метра.

Это абсолютно не критическая точка. Нормальный подпорный уровень – 53 метра, рабочие точки или отметки всех водозаборов – 48 метров. То есть у нас в запасе еще три метра до критического момента. В 2009 году в это же время уровень воды составлял 52,5 метра, в 2008 – около 52,7 метра. Разница уровня воды в последние три года объясняется небывалой нынешней жарой.

– Уточните, за счет чего пополняется Куйбышевское водохранилище?

– От подземных вод и от осадков, летом, понятно, от дождевых.

Их два месяца подряд вообще нет.

А уровень подземных вод снизился от двух до четырех метров. То есть наступил маловодный период.

Кстати, существуют маловодные циклы, которые охватывают одиннадцать лет. Сейчас мы как раз попали в такой цикл. Опять, смотрите, на графике за 1 января 2008 года. Уровень воды – 51 метр, 2009 год – 52,5 метра, 2010 год – около 51 метра. То есть как не хватало полтора метра, так их и сейчас нет.

– А то есть мнение, что специально воду сбрасывают из Куйбышевского водохранилища.

Оно неверно?

– Надо правильно понимать, что Камско-Волжский водный каскад состоит из 19 водохранилищ, которые взаимосвязаны. Если одно сбросит воду, то вода уйдет к другому, и так по цепочке. И наоборот. Если прибытия воды нет, то ее уровень падает везде. Еще раз повторяю, что если уровень Волги опустится еще на полтора метра, то для нас это будет неопасно: ни для судоходства, ни для обеспечения населения водой. В низовьях Волги ситуация сложнее. Там снижение уровня воды в водохранилище на 20-30 сантиметров уже чувствительно. Показывали по телевизору город Пугачев в Самарской области, где проблемы с питьевой водой, пьют только привозную. Но там ведь и скважин с артезианской водой нет. У нас есть резервное водоснабжение. В левобережье вообще никаких вопросов нет. На правом берегу тоже в общем-то проблем нет. Оголовки – место забора воды – находятся на проектных отметках – 48 метров, что потенциально неопасно для работы.

– А ниже проектных отметок опасно?

– Такого почти никогда не бывает. Хотя было очень давно – 43,5 метра. В прошлом году низший уровень был 50 метров.Как мы работаем? Мы оповещаем все предприятия, которые обеспечивают население водой. Соответственно они проводят необходимые работы – расчищают оголовки до проектной отметки. В прошлом году такие работы проводились в районе Димитровградского НИИАРа.

Бесспорно, процесс регулируется.

Для этого в федеральном агентстве водных ресурсов при Министерстве природных ресурсов РФ создана специальная комиссия.

Она заседает каждый месяц, определяет, сколько воды в водохранилище можно сбросить. Ни на один литр воды в этом сезоне больше не сбросили, чем раньше.

Весь Камско-Волжский каскад работает на то, чтобы обеспечить население водой.

– То есть проблем с водой у нас нет?

– Нет. Гидромет прислал справку, где сказано, что опасным для города Ульяновска считается понижение воды до уровня 26 метров в течение не менее десяти дней.

Вот это уже будет считаться катастрофой. Вероятности наступления такого «события» даже в этом году нет. Но не все гладко с температурным режимом. Волга прогрелась до плюс 28 градусов. Пошел неприятный запах, рыба всплывает мертвая.

– На днях телевидение показывало, как перед премьером правительства Путиным отчитывался министр природных ресурсов РФ Трутнев. Так вот он сказал, что все нормально и беспокоиться не о чем. Воды хватит всем. Однако не все специалисты так оптимистично настроены.

– Правильно он сказал. Емкость каскада очень велика. Воды хватит всем. Находимся в рабочих диапазонах. Резкого падения воды на несколько метров не предвидится.

При том, что за два месяца не было ни одного дождя.

Наталья Жидких