За месяц до крупного пожара в реставрационных мастерских Грабаря в Москве ульяновские музейщики успели забрать исторические ценности, хранившиеся в них четверть века.

Еще в 1986 году в знаменитые московские реставрационные мастерские Игоря Грабаря из Краеведческого музея для обновления было отправлено около 30 единиц хранения музейных фондов. Часть из них после реставрационных работ вернулась в Ульяновск. А те, которые были в худшем состоянии, остались для более серьезной обработки.

Но грянули перестройка и смутные 1990-е, и государству стало вовсе не до выделения денег на реставрацию провинциальных музейных ценностей. Ульяновским работникам культуры оставалось только время от времени созваниваться с московскими коллегами, чтобы спросить, как там поживают наши ценности, и надеяться, что когда-нибудь средства, чтобы их отреставрировать, все-таки появятся.

Ждать пришлось почти четверть века. Необходимые средства не были выделены в рамках федеральной программы «Культура», в которую отдельной строкой заложены расходы на реставрацию провинциальных музейных ценностей в мастерских Грабаря. Забирать отреставрированное, рассказала директор Краеведческого музея Юлия Володина, обратно в Ульяновск решили почти случайно. В начале лета делегация из нашего города отправилась в столицу на ежегодный фестиваль «Интермузей». Заодно было решено и вернуть наконец в родные фонды вещи из реставрационных мастерских.

Домой ценности везли с серьезными предосторожностями. В Москве их оставляли в специальной камере хранения на ВВЦ, а в поезде для них пришлось заказывать отдельное купе. И каково же чувство сотрудников музея, когда через месяц после доставки в Ульяновск ценного груза они узнали о вспыхнувшем в середине июля сильном пожаре в мастерских Грабаря.

Среди не попавших в пожар по такому удачному стечению обстоятельств значатся настоящие исторические реликвии, рассказала замдиректора по научной работе Краеведческого музея Ольга Бородина. Всего было отреставрировано 11 графических работ. В их числе – старинные планы отдельных территорий нашего края, большие живописные плакаты начала XX века и самый старинный предмет – грамота начала XVI века, подписанная князьями Пожарским и Трубецким.

Самыми привлекающими внимание предметами из привезенной коллекции, убедились журналисты, являются плакаты. Это работы, выпущенные в 1919-1920 годы художниками симбирских «Окон РОСТА», – агитационные яркие изображения с короткими слоганами, которые вывешивали в людных местах в целях пропаганды. Плакаты, продвигавшие идеи большевиков, как можно убедиться, рассматривая их музейную коллекцию, в чем-то были сходны с иконами они обычно не имели авторских подписей. Из шести привезенных из Москвы работ имя автора – художника Бурнакова – стоит только на одной. Сами же изображения выполнялись яркими красками и доходчиво объясняли простому люду происходящее в стране. Так, на одном из плакатов синелицые буржуи с огромными животами несут трон, чтобы посадить для управления страной попа. На другом генерал Врангель посажен в калошу. «Прочно Врангель хотел сесть в России», – объясняется выше. Про признанную отклонившейся от правильного курса партию эсеров и вовсе сочинена сказка, по сюжету которой барышня-эсерочка сходится с буржуинами, а потом умирает.

Плакаты, которым вскоре исполнится век, уникальны. Они выполнялись на обычной бумаге, и поэтому до наших дней таких образцов агитационной работы большевиков дошли единицы. А внимательное изучение их может открыть интересные детали. К примеру, эсерочка-предательница изображена под ручку с буржуином, у которого через огромное, как положено, пузо идет лента-триколор. Ныне признанные государственными цвета флага в те времена ассоциировались только с царским прошлым.

Ну а чтобы разобраться в подробностях самого старинного документа из отреставрированных, сотрудникам музея пришлось его практически переводить. Это грамота боярина князя Трубецкого и стольника князя Пожарского 1613 года. Написана она скорописью, которую неспециалист прочитать не сможет. Сейчас в музее работают над полной расшифровкой грамоты. Но общий смысл ее уже понятен. В смутные времена, когда она была подписана, на наш край совершили набег кочевники-ногайцы. А татарский мурза Баюш Разгильдеев, возглавлявший алатырских мурз и татар, отбил нападение кочевников, освободив из плена семь тысяч человек и убив предводителя агрессоров. О сражении и рассказывается в грамоте. Бой шел два дня на реке Пьяне. За победу над ногайцами мурзе Баюшу Разгильдееву и был пожалован титул князя.

Не менее интересные детали можно найти и в планах Симбирска и губернии, особенно после работы над ними реставраторов. Так, в плане Киндяковки времен владения ею баронессой Екатериной Перси-Френч музейщики обнаружили на территории нынешней Винновской рощи здание в форме креста. Оно отмечает не Гончаровскую беседку, которая обозначена выше. Возможно, это тот самый масонский храм, споры о расположении которого в нашем городе идут много лет.

Лидия Пехтерева