Аэрография не нуждается в представлениях тем, для кого автомобиль больше, чем средство передвижения. Любая картина, полотном для которой стал бампер или капот – это выражение собственной индивидуальности и вкуса. В Ульяновске мастеров, готовых воплотить самые смелые фантазии – наперечет. Один из них – Андрей Печнов.
Глядя на работы Андрея, сложно поверить, что за его плечами лишь школа искусств, которую он окончил в 12 лет. Настолько мастерски он справляется и с портретом, и с мультипликационными персонажами, и с натюрмортом из чертежей и транспортиров.
– Я бы и рад был продолжить художественное образование, но не получилось, – говорит мастер, – В училище культуры не поступил. А потом закрутилось – сначала работа, потом армия.
Жизнь диктовала свои условия, где только ни приходилось работать, но рисование Андрей не забросил. А потому, когда четыре года назад ему предложили попробовать себя в аэрографии и сделать хобби профессией, сразу же согласился.
– Аэрография – это не акварель и не масло. Да и инструмент от кисточки отличается, но мне он сразу лег в руку. С тех пор и не выпускаю.
Работает Андрей плечом к плечу с заказчиком – не в буквальном смысле, конечно. Выслушать человека, понять, чего он хочет, а может быть, и переубедить, если муза подсказала более подходящий к характеру клиента сюжет – без этого никуда.
– Моя главная задача – чтобы человек остался доволен. -улыбается Андрей, – Даже если просят о том, что неинтересно или кажется неуместным – капризничать не буду.
А просят чаще всего изобразить какую-нибудь зверюгу – скорпиона, тигра, динозавра… А вот и профессиональный секрет. Оказывается, чтобы чешуя какой-нибудь рептилии получилась максимально реалистичной, ее рисуют…через женские чулки в сетку! Вообще, для достижения нужного эффекта в ход идет все, что под руку попало.
– Я однажды в качестве подложного материала свои собственныв волосы использовал – отрезал прядь и через нее рисовал, чтобы эффект шерсти был натуральнее… – раскрывает свою кухню Андрей.
Кроме самовыражения у росписи на автомобиле есть и вполне практическое применение. Угон автомобилей с аэрографией – очень большая редкость. Однако и без минусов не обойтись: за помятое раскрашенное крыло, сколько бы оно ни стоило (а аэрография дорогое удовольствие), страховые компании заплатят, как за обычное. Увы, не редкость на наших дорогах и ДТП, а потому срок жизни картин на автомобилях очень не предсказуем.
Однако Андрей Печнов нашел способ обеспечить если не бессмертие, то очень-очень долгую жизнь хотя бы для части своих работ. Он расписывает аэрографом… холодильники! Первый свой холодильник с сюжетами фильма «Кавказская пленница» Андрей рисовал два месяца – это был выставочный вариант. Чтобы определиться с композицей и сюжетами, художнику пришлось пересматривать гайдаевскую комедию 15 раз.
– С тех пор я этот фильм ненавижу, – признается мастер.
Сейчас на его счету уже 14 произведений искусства – бытовой техникой назвать такое чудо язык не поворачивается. Есть экземпляры, расписанные под хох-лому, есть – под винный бочонок, есть и холодильник, который запросто перепутаешь с сейфом.
– Я к ним отношусь, как к детям – нянчусь, вынашиваю замысел. В отличие от аэрографии на машинах они долговечны. Беру у бабушек за копейки (самый старый экспонат был ЗиЛ 1956 года выпуска), а дальше начинаем работать.
Если бы бабушки знали, сколько стоит их «антиквариат» после прокачки, удар бы хватил. Цены начинаются от 70 тысяч рублей, но и труда туда вложено немало.
– Сначала нужно починить внутренности, поменять уплотнители, покрасить все решетки и стены, счистив старую ржавчину, и уже только потом в ход идет фантазия. Так, для одного из ульяновских банков я изобразил холодильник в виде чемодана с деньгами.
Есть в коллекции Печнова и баикерский холодильник. Агрегат с мотоциклистом, летящим вдаль – подарок на день рождения Ульяновскому клубу «Семь ветров»… А вот сделать себе такое украшение интерьера Андрей не спешит.
– Что вы, мои работы никогда дома стоять не будут – я не бываю доволен работами до конца и даже, когда все сделано, нахожу недостатки.
И хотя Андрей критично относится к своим работам, по отношению к себе он вполне ироничен. Собственный девиз: «Художник должен быть пьян, беден и, как Ван Гог, без уха» – он воплощает в жизнь с точностью наоборот. И ухо на месте, и золотые руки с голоду умереть не дадут.
– Я счастлив, потому что нахожусь на своем месте и при своем деле. Хотя иногда хочется попробовать себя в чем-то другом – в татуировках, например.