В регионе ищут способ присоединиться к федеральному празднованию 150-летия со дня рождения председателя царского правительства Петра Столыпина.

Без переименований и установки памятников, похоже, обойтись не удастся.

Впервые за последние годы о связи имени Петра Столыпина с нашим краем в 2009 году напомнил богатый на исторические идеи краевед Сергей Петров. Инициативная группа, в состав которой он вошел, предложила восстановить историческую справедливость – вернуть царского помощника на пьедестал у Дворца книги, на котором сейчас стоит бюст Ивана Гончарова. Дело в том, что до революции на этом пьедестале стоял Столыпин, но позже его свергли, а в 1948 году установили Гончарова.

Идея выглядела неплохо и с точки зрения сочетания дат. В 2012 году со дня рождения Гончарова исполняется 200 лет, а со дня рождения Столыпина – 150. Подарком обоим, по предположению историков, и мог бы стать обмен бюстов и пьедесталов – Столыпина предлагалось воссоздать по старинным снимкам, а Гончарова перенести, к примеру, к театру, носящему его имя.

Идея была взята областными властями в проработку, хотя вскоре у нее среди местных историков обнаружилось не меньше противников, чем сторонников. Столыпину припомнили и плохое – он не только был автором аграрной реформы и продвинул идею строительства моста через Волгу в Симбирске – но и руководил подавлением революции 1905-1907 годов и поощрял смертную казнь для революционеров. Да и сама возможность переноса частей памятника Гончарову с точки зрения охраны его как объекта культурного наследия, а также просто здравого смысла стала вызывать сомнения.

Петр Столыпин, напомнил архивист Антон Шабалкин, будучи премьер-министром, существенно влиял на кадровую политику назначения симбирских губернаторов, причем не всегда положительно. Так, в 1906 году с этого поста «за либеральное направление» был смещен князь Лев Яшвиль, не допустивший кровопролития в период революционных волнений. Да и начатая Столыпиным аграрная реформа не всегда оценивалась в губернии положительно.

Выдающийся чувашский педагог-просветитель Иван Яковлев отмечал ее негативные стороны.

Краевед Жорес Трофимов также указывал на неоднозначность личности царского премьер-министра и нецелесообразность переноса бюста писателя: «Все уже привыкли к местонахождению Гончарова, который стал символом города, и потому не только ученым заседанием нужно решать вопрос о его «переселении». Стоит спросить и у народа!» Да и претензий Столыпину можно выразить гораздо больше, чем признательности, и, по мнению Трофимова, именно «благодаря» этому премьер-министру Россия стала нищей и проиграла войну. Против переноса бюста выступили и сотрудники Музея Гончарова.

Но еще в ноябре 2009 года, когда Ульяновск посещал заместитель министра культуры России Андрей Бусыгин, ему, показывая памятник Гончарову, рассказывали об идее восстановить на пьедестале бюст Столыпина.

Заместитель министра кивал головой и рекомендовал региональным властям обратиться за поддержкой идеи в Москву, где Фонд Столыпина выступил с предложением масштабного празднования 150-летия со дня рождения государственного деятеля.

Вскоре идея проведения крупного юбилея получила поддержку федеральных властей.

Президент весной 2010 года подписал указ о праздновании даты в 2012 году и дал поручение правительству сформировать рабочую группу по его подготовке. Подключение к празднованию федеральных властей было понятным знаком для руководителей региональных. Если юбилей поддержан на уровне президента, значит, на подготовку к нему должны быть выделены федеральные деньги. Не попытаться получить хотя бы часть из них было бы глупо.

У Ульяновской области для этого вроде бы даже есть основания – кроме скинутого после революции бюста, регион с именем Столыпина связывает его посещение Симбирска в 1910 году и поддержка просьбы местного купечества о начале строительства железнодорожного моста через Волгу.

Идея восстановления бюста на старом столыпинском пьедестале могла бы стать хорошим поводом зацепиться за федеральный юбилей.

Но ответы на вопрос, возможен ли перенос бюста Гончарова на новое место, пришедшие из федеральных органов по охране памятников в местный Комитет по культурному наследию, уверенности в его реальности не добавили. «Перемещение памятника истории и культуры может быть рассмотрено только как мероприятие по обеспечению его сохранности», – сообщила в Ульяновск об идее перенести бюст Гончарова на новый постамент врио начальника Управления охраны памятников истории и культуры Росохранкультуры Ольга Люликова. Одновременно из Приволжского управления Росохранкультуры пришел ответ о том, что для принятия решения о замене бюста Гончарова на Столыпина местным властям необходимо представить более мотивированное обоснование.

Убедившись в том, что идея переноса бюста небесспорна, местные власти, видимо, взялись за запасной способ привязаться к имени Столыпина. Как нам стало известно, на прошлой неделе на заседание городской комиссии по наименованию улиц и площадей был вынесен вопрос о создании небольшой улицы Столыпина на бульваре Новый Венец. Предложение исходило от облправительства, но голосованием участников обсуждения, рассказал присутствовавший на нем член правления движения «За достойную жизнь» Евгений Лытяков, оно было отвергнуто.

Одновременно на имя Александра Пинкова от главного архитектора области Татьяны Тарасовой пришло письмо с просьбой предусмотреть при разработке проекта по благоустройству бульвара Новый Венец установку бюста Столыпина рядом с УГСХА и организацию там смотровой площадки. В письме главный архитектор области, обосновывая свое требование, ссылается на указ президента о юбилее государственного деятеля и поручение губернатора по организации мероприятий к этой дате.

Идея установки нового памятника уже вызвала отторжение как у сторонников переноса бюста Гончарова, так и у его противников.

Архивист Антон Шабалкин, выступивший резко против переноса бюста Гончарова со столыпинского пьедестала, говорит о том, что на участке бульвара у Сельхозакадемии – достаточно ограниченное пространство и в него будет трудно вписать новый памятник. Он напоминает о давней попытке перенести бюст Гончарова к Краеведческому музею, которая окончилась неудачей – бюст на бульваре просто терялся, и его через несколько лет вернули обратно. «У нас часто решают вопрос без проработки в градостроительном плане, – говорит архивист. – Человек или событие были связаны с этим местом, так давайте поставим памятник. В результате безобразно воткнули памятник жертвам репрессий, высказывали идею переноса памятника Карлу Марксу к Дворцу профсоюзов, потому что там начинается улица Карла Маркса». Кроме того, само здание УГСХА – бывшее здание присутственных мест – является памятником с охранной зоной, и возможность установки памятника рядом с ним сомнительна. Да и восстановить дореволюционный бюст Столыпина по имеющимся фотографиям, указывает Антон Шабалкин, можно только крайне приблизительно – детальных снимков памятника не сохранилось.

Краевед Сергей Петров предложение поставить памятник Столыпину на новом месте и новом пьедестале и вовсе считает попыткой саботажа первоначальной идеи рокировки бюстов и постаментов. О саботаже он теперь намерен писать премьер-министру Владимиру Путину, ведь, согласно ответу из Росохранкультуры, решение о перемещении бюста Гончарова должно принимать федеральное правительство. Оно же принимает решения о выделении средств на празднование 150-летия Столыпина, но пока официальной информации о том, что деньги обещаны какому-то из регионов, не было.