Когда в начале сентября 2008 года губернатор Сергей Морозов отдал распоряжение в течение двух месяцев ликвидировать все несанкционированные парковки автомобилей, ульяновцы вздохнули с облегчением. Увы, до сих пор облегчение так и не наступило. Похоже, что для многих горожан теперь оно не наступит никогда.

Автоночлежки как “золотое дно”

Начало появления автоночлежек в Ульяновске власти проспали, как и начало появления многих других проблем. Увидеть надвигающуюся беду было не так уж сложно. Если на 1 августа 2007 года на учет органами ГИБДД вновь были поставлены 6000 автомобилей, то на 1 августа 2008 года вновь были учтены уже 13500 . На конец октября 2008 года в области были зарегистрированы 136 тыс. машин. Треть из них стояла в гаражах. Имеющиеся муниципальные парковки могли предоставить для стоянок только 13 тыс. мест. Владельцы более чем 75 тыс. автомобилей “без места” вынуждены были ставить свои машины на незаконные парковки.

Вскоре автоночлежки превратились в бедствие для ульяновцев. Их организаторам совершенно наплевать на то, что люди не могут спать по ночам. Нередко в летнее время “поддатые” водители продолжают праздник прямо возле машин. В течение ночи подъезжают новые машины. К утру их набирается до нескольких десятков. Мат пьяных, бухающая в ночи музыка, визги девиц, хлопающие двери машин, вой сирен сигнализации – таков антураж летних ночей.

Сергей Морозов сам приводил примеры того, как устроители незаконных парковок требовали от автовладельцев, чтобы они ставили свои машины не на ту парковку, на которую хотят, а на ту, на которую им укажут. В противном случае машина будет поцарапана или повреждена другим способом. Летом 2008 года были зафиксированы не менее трех массовых драк между молодежными группировками за право обладать ночной парковкой. Молодежные разборки – серьезное подтверждение интереса криминальных структур к парковочному бизнесу. Криминальные структуры, подпитывающиеся с тех парковок, получают, по подсчетам специалистов, примерно 18-20 млн. рублей ежемесячно.

Гладко было на бумаге

Для ликвидации парковок был разработан план, по которому к автоночлежкам в сопровождении милиции должен был подъезжать автокран и грузить имеющиеся здесь будки для сторожей на грузовик. Грузовик должен был увозить их в неизвестном направлении. Патрулям ППС планировалось дать команду чаще наведываться в такие места. Если сторожа после первого предупреждения продолжали бы здесь отираться, то патрули должны были доставлять их в отделение для выяснения личности . При этом ответственность за сохранность брошенных на псевдостоянках машин никто бы не нес. На первый взгляд, реальный план действий. На самом деле чиновники даже не знали, сколько ночных автоночлежек в Ульяновске. Задуманные мероприятия были не более чем попыткой кавалерийским наскоком решить проблему.

Это подтвердилось в течение первых двух недель наскока. Увезенные будки на следующий день стояли на прежних местах. Иногда кто-то из автовладельцев предоставлял нелегальным охранникам свою машину для ночевки. Ему это было даже выгодно, поскольку его машина становилась самой охраняемой на парковке. Если властям удавалось выдавить парковку с насиженного места, то она делилась на более мелкие, которые размещались неподалеку от прежнего места. В итоге вместо одной парковки получалось несколько. Губернатор Сергей Морозов вынужден был признать свое поражение в борьбе с незаконными парковками.

Подготовка новой атаки

В декабре 2008 года губернатор отдал чиновникам распоряжение о подготовке новой атаки на автоночлежки. На этот раз готовились более обстоятельно. Осуществить мероприятия предполагалось в два этапа. На первом – в течение зимы-весны – чиновники должны были взять на учет все места, где на ночь массово паркуются машины, собрать информацию о теневых владельцах , продумать, куда будут ставить свои машины люди, вынужденные оставлять их на таких стоянках. Начало второго этапа планировалось на весну 2009 года. В ходе этого этапа несанкционированные стоянки должны были быть полностью ликвидированы.

Для борьбы с возвращением незаконных парковок на прежние места чиновниками разрабатывались самые сногсшибательные способы. Например, зимой создавать на таких местах снежные насыпи, а летом места, облюбованные парковщиками-нелегалами, засаживать деревьями. Это проще, чем вывозить снег. Можно сгрести его в кучи во дворах и вдоль улиц, где размещаются парковки. Но весной снег растает. А с зелеными насаждениями у нас никогда не церемонились. Впрочем, надуманные чиновниками хитроумные препоны не понадобились.

Неожиданный поворот

Ульяновские чиновники нашли простой и дешевый, прежде всего для парковщиков, выход. Чиновники предложили легализовать парковки и предоставлять амнистию нелегальным бизнесменам. Подобная “амнистия” не предусмотрена ни одним законом. По законодательству аренда на землю должна предоставляться только по итогам конкурсов. Если человек незаконно занял землю, на которой разместил парковку, собирал деньги, но не платил налоги, то за такие действия его должны судить.

Согласно ноу-хау ульяновских чиновников, парковочные нелегалы, как победители в борьбе, сохранили свои парковки. Пока чиновники громко имитировали борьбу с ними, шел тихий процесс легализации парковок. Только в Заволжском районе, начиная с 2008 года, были легализированы около 80 парковок. Владельцу еще вчера нелегальной парковки нужно уплатить всего-то 5 тыс. рублей, и больше никаких проблем. Чиновники-взяточники, нелегальные бизнесмены и криминальные структуры смогли в очередной раз продиктовать законной власти свои условия. А власть еще раз продемонстрировала неспособность обеспечить исполнение законов на своей территории и обеспечить населению нормальные условия для существования.

Игорь СВЕТОВ