Две недели в Ульяновске работала команда из восьми голландских архитекторов под руководством представителя строительной корпорации Dura Vermeer Вильяма Фейрбейка.

Выполненные с их помощью местными студентами и начинающими сотрудниками архитектурных организаций работы областные власти обещали взять на заметку и постараться воплотить в жизнь. Но хотелось бы, чтобы власти скорее переняли у иностранцев общий подход, чем кинулись реализовывать конкретные идеи.

Летняя архитектурная школа Linked впервые в этом году работала в Ульяновске на базе УлГУ. Название ее переводится как «взаимосвязанный». Сейчас, объясняли ульяновским журналистам голландские архитекторы, руководившие школой, Ульяновск состоит буквально из множества городов – разъединенных зон. Чтобы он стал комфортнее для горожан, их нужно связывать между собой. Это проблема не только нашего города, но и большинства российских крупных населенных пунктов. К сожалению, российские архитекторы научились относиться к созданию порученного им объекта практически как к произведению искусства, но пока не начали думать о том, как он будет сцеплен с окружающей средой и с жизнью находящихся рядом людей.

Взгляд на город с точки зрения комфортной среды обитания выявил массу проблемных зон. Архитекторы взялись за четыре из них. Несколько групп работали над темой преображения территории поселка Тути, прилегающей к нему свияжской зоны и находящейся с другой стороны территории моторного завода. Свияга вообще, отмечали иностранные архитекторы, – подарок для города, но пока она никак не используется. В Голландии за такое бы убили, добавляли они. Поселок Тути – тоже не лучшее место для отдыха и жизни.

Находящийся практически в центре города, он лишен элементарной инфраструктуры и напоминает скорее дачный поселок, чем часть города. Ну а огороженный высоким забором моторный завод лишает город огромной части пространства. Почему бы не разбить забор на секции и не позволить горожанам взглянуть на то, что происходит в цехах? Или на крышах производственных помещений разместить парк, по которому смогут гулять все желающие?

Еще несколько групп студентов принялись за новый город. Проблема нового города, как выяснилось, также в нехватке инфраструктуры и культурных объектов, большинство из которых расположены на правом берегу. Кроме того, сами студенты отметили разобщенность жителей, обитающих в одинаковых многоэтажках. Решением проблемы могло бы стать изменение облика советских панельных домов, развитие зеленой зоны между «Авиастаром» и жилыми домами и интегрирование производственных площадок и территории жилой застройки.

Привлекли внимание архитекторов и набережные по правому и левому берегам Волги – между новым и старым мостом. Великолепная часть города, которая может стать его центром, сейчас вообще никак не используется. Предложений немало восстановление парка Дружбы народов, создание прогулочной зеленой зоны на волжском склоне под детской больницей и БСМП, парк экстремальных развлечений под УлГТУ, а на другом берегу – современная прогулочная зона с кафе и другими площадками для отдыха. Само же волжское пространство между мостами может стать как огромной ареной для спортивных мероприятий, так и дорогой для водного транспорта. Почему бы не пустить, разгружая мосты, катера-маршрутки с правого берега на левый? Зимой катать по льду пассажиров можно на судах с воздушной подушкой.

Последняя тема работы касалась не конкретного места в городе, а его развития в целом. Для начала архитекторы выяснили, что ни один российский город не входит в двадцатку лучших в мире по качеству жизни, затем оказалось, что по экологичности Ульяновск недалек от Чернобыля. Между тем возможностей изменить ситуацию немало. Если говорить о создании равной социальной среды, то городу необходимо более равномерное распределение жилых и рабочих территорий, а также участков с застройкой для населения с малым и большим доходами. Если говорить об экологии, то почему бы не попытаться возродить среди молодежи популярнейшую у их родителей и бабушек идею ведения дачного хозяйства, только перенести дачи с дорожающей земли на крыши. Если вспомнить об энергетике, то не стоит бояться новых технологий установка солнечных батарей на крышах огромных промышленных зданий и ветровых генераторов энергии на местных высотках и мостах через Волгу может дать городу больше электроэнергии, чем он потребляет сейчас.

Возможно, высказанные молодыми ульяновскими архитекторами и поддержанные их старшими голландскими коллегами идеи выглядят слишком смело. Но, как подчеркивали сами иностранные гости, главной их задачей было научить студентов не искать ответы, а задавать правильные вопросы. И, добавляли уже сами студенты, не идти на поводу у собственной фантазии, а для любого решения искать прагматическое обоснование. Побывав на презентации получившихся в итоге проектов, областное и городское руководство строительства и архитектуры обещало, что все высказанные студентами идеи будут учитываться в дальнейшей градостроительной работе. Стоит надеяться, что и продемонстрированный иностранцами непривычный пока для Ульяновска подход к решению градостроительных задач, основанный в первую очередь на построении комфортной среды для горожан, наши руководители тоже возьмут на вооружение.

Лидия Пехтерева