Подавляющее большинство ульяновцев дают или берут взятки. При этом жители области считают, что в нашем регионе уровень коррупции ниже среднероссийского, потому что воровать почти нечего. Но, несмотря на это, уверены ульяновцы, за последние пять лет брать и давать на местном уровне стали заметно больше.

Такими неутешительными оказались результаты социологического исследования под названием «Предрасположенность жителей Ульяновской области к совершению коррупционных поступков». Исследование по заказу областного уполномоченного по противодействию коррупции Александра Павлова в Ульяновске, Димитровграде, Базарносызганском, Барышском, Меле-кесском, Старомайнском, Чердаклинском районах проводил УлГУ. Количество его участников составило 790 человек.

Ознакомиться с полными результатами исследования можно на сайте уполномоченного http:// www.anticorrupt-ul.ru. Мы же остановимся на основных моментах, показывающих, насколько глубоко проникли коррупционные процессы в нашу жизнь. Ведь в причастности к ним сознались три четверти жителей области.

Коррупция затронула более 80 процентов жителей России, уверены 37 процентов ульяновцев. А вот в том, что в самой области коррупция достигла таких же масштабов, убеждены только 26 процентов опрошенных. 34 же процента сошлись во мнении, что взяточничество затрагивает от 50 до 80 процентов жителей области. Получается, что, по оценкам самих ульяновцев, в регионе уровень коррупции ниже, чем в среднем по стране. Впрочем, основания для такой уверенности участники опроса высказывали не очень обнадеживающие. В области попросту не осталось, чего воровать, сообщали они.

При этом, несмотря на убежденность в том, что в регионе уже почти все разворовано, в последние пять лет уровень коррупции у нас, как и в стране, продолжал расти, считают 45 процентов опрошенных. В том, что масштаб взяточничества удалось снизить, уверены только шесть процентов участников исследования.

К счастью, как показало исследование, в борьбе со взяточничеством в регионе можно опереться на негативное восприятие коррупции. Так, 37 процентов опрошенных заявили, что коррупция разлагает общество, еще 14 уверены, что взятки – это лишние траты. Но 28 процентов ульяновцев предпочитают давать взятки, чтобы облегчить решение вопросов, хотя полагают, что можно обойтись и без них. А вот почти 12 процентов опрошенных заявили, что взятки – это необходимая часть жизни.

Способна порадовать и оценка человека, который заявил в прокуратуру на своего начальника-взяточника. Как честного человека его за этот поступок похвалили 40 процентов опрошенных. Правда, еще 21 процент назвали его наивным, 14 процентов обозвали завистником и еще девять – стукачом. Интересно и отношение к тем, кто взятки берет. 44 процента опрошенных заявили, что главным мотивом его поведения является желание нажиться за чужой счет. Но еще 26 процентов объяснили его поведение неправильным устройством общества, а 12 процентов – материальным неблагополучием. Пять процентов участников исследования уверены, что найти управу на взяточников невозможно.

Взяткодателей в области, как выяснилось, гораздо больше, чем их получателей. 58 процентов опрошенных заявили, что никогда не брали взяток, оставшиеся 42 процента признались в получении денег, но поделились по тому, как часто им приходилось брать взятку. 20 процентов делают это редко, 15 – иногда, 3,5 – часто, а 2 – постоянно. А вот ульяновцев, никогда не дававших взятки, обнаружилось всего 19,6 процента. Остальным время от времени, а то и постоянно приходится давать «на лапу».

Чаще всего, как выяснилось, деньги мимо кассы ульяновцы заносят медикам. В даче взяток врачам и медсестрам сознались 25 процентов опрошенных, следующими по «популярности» у взяткодателей оказались сотрудники ГИБДД с 14 процентами, за ними идут преподаватели вузов с 11 процентами. А вот муниципальные чиновники получили всего 4 процента взяток, областные – три. При этом готовность дать взятку в 50 процентов и выше ульяновцы выразили прежде всего в сфере медицины, дошкольного образования, отношений с ГИБДД и военными комиссариатами.

Попытались организаторы исследования найти и ответ на вечный вопрос «Что делать?». Оказалось, что 14 процентов ульяновцев уверены, что ничего не поделаешь – коррупцию, считают они, победить невозможно. На действия региональных властей в борьбе со взятками надеются лишь 6,6 процента опрошенных, на правоохранительные органы – 13,4, на федеральные власти – 21 процент. Наиболее частым ответом с 27 процентами оказалось предложение консолидировать усилия всего общества в борьбе с коррупцией. Правда, пока, судя по тому, что 80 процентов жителей области признаются в даче взяток, а 42 – еще и в их получении, консолидация общества идет не вокруг борьбы с коррупцией, а вокруг развития взяточничества.

ЛИДИЯ ПЕХТЕРЕВА