Накануне нового политического сезона министр промышленности Олег Гуляев провел пресс-конференцию. Тема была более чем актуальная: нынешнее состояние дорог и отчет о миллионах и миллиардах рублей, потраченных на это самое состояние.

Мероприятие прошло довольно скучно: сухое выступление Гуляева, непонятные цифры, обтекаемые фразы… Самым интересным, как ни странно, был розданный журналистам пресс-релиз.

«В 2010 году на реализацию областной целевой программы «Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2009-2015 годах» из бюджета Ульяновской области выделено 503,8 млн рублей» (в долларовом эквиваленте примерно 16 млн!). Согласно пресс-релизу, эти деньги были израсходованы следующим образом. 133,40 млн рублей было выделено на строительство второго пускового комплекса через реку Волгу; 25,7 млн рублей уже потрачено на ремонт водопроводной трубы на трассе «Казань – Буинск – Ульяновск – Ишеевка – Ундоры». На сумму в 31,2 млн рублей в настоящее время ведется капитальный ремонт мостового перехода на трассе «Димитровград – Чувашский Сускан». В текущем году на выполнение работ по ямочному ремонту и ликвидацию пучин асфальтобетонного покрытия также потрачено 55 млн рублей. Наконец, на ремонт моста в

с. Славкино Николаевского района выделено 4,2 млн рублей…

Теперь самое время достать калькулятор и кое-что подсчитать… Из всей суммы в 503,8 млн рублей реально потрачено 136,7 млн рублей (кроме того, учтите, что большая часть этого года уже позади), отсюда вполне резонно возникает риторический вопрос: куда и как были потрачены остальные 367 миллионов рублей? В принципе вопросу осваивания именно этих средств было посвящено аж целых две строчки пресс-релиза, цитирую: «средства, выделенные в 2010 году на содержание действующей сети автодорог, планируется направить на сезонное содержание автодорог (ребята, осень уже на дворе, вы еще только планируете!), содержание нового мостового перехода через реку Волгу (освещение, охрана и т.д.) и нанесение горизонтальной разметки…».

Вообще когда заходит речь о теме «дороги и деньги», невольно начинаешь ощущать себя детективом. Небольшой пример. Общий объем ямочного ремонта на автодороге «Новая Бирючевка – Тимирязевский» составляет порядка 700 квадратных метров, на сумму порядка (кстати, что за слово такое «порядка»? где точный отчет?) 350 тысяч рублей… И опять возникает вопрос: согласно федеральному стандарту цена за квадратный метр по ремонту дорог должна составлять 400 рублей, а на вышеупомянутой трассе «наши» затраты по ремонту на квадратный метр составляют 500 рублей, отсюда вывод: федеральный норматив за каждый квадратный метр превышен, у нас вроде не Чечня после войны, не Сибирь и сложных климатических условий нет.

Кстати, после пресс-конференции «пишущую братию» повезли на ту самую трассу в районе Новой Бирючевки… Честно говоря, впечатление от трассы ужасное: кругом выбоины, неровности… Ощущение такое, что по трассе только что проехала как минимум танковая дивизия. Да, вроде бы ремонт действительно ведется, но какой смысл делать ямочный ремонт на совершенно разбитой трассе, по которой проходят (внимание!) два школьных автобусных маршрута? Не проще ли изыскать средства на капитальный ремонт хотя бы этой трассы, чем выкидывать миллионы рублей на латание дыр, чем и является, по сути, злосчастный ямочный ремонт?

И наконец, последнее… Цитирую: «Объем финансирования федерального дорожного фонда в 2011 году составит 377 миллиардов рублей (!), в 2012 году – 348 миллиардов рублей, в 2013 году – 408 миллиардов рублей…».

Суммы, как видите, астрономические, но… «В качестве одного из источников финансирования фонда рассматриваются дополнительные акцизы на бензин и дизельное топливо…» Каково?! То есть мало того, что есть транспортный налог, есть другие налоги, так простых автомобилистов заставят вновь выворачивать карманы! Правда, Олег Гуляев заверил в том, что якобы будет существенно снижен или вовсе отменен транспортный налог. Вы сами в это верите?

Подводя краткие итоги теме «дороги», невольно приходит на ум, казалось бы, неприметное слово «вроде». Вроде и деньги выделяются, вроде и ремонт ведется, вроде делаются робкие попытки отчитаться, а как начинаешь вникать, сухие цифры вступают в борьбу (или, скорее, войну) с упрямыми фактами…

Сергей РАШПИЛЬ