Развитие инфраструктуры отдыха и туризма каждый представляет по-разному. Где-то на юге нашей страны, чтобы привлечь туристов, в небо запускают настоящих ослов, да так, что обсуждает потом весь мир. А в Китае вон, наоборот, с отдыхающими борются. В одном из китайских парков установили скамейки с шипами. Посетитель парка сможет сесть на такую лавку только после того, как бросит монетку в специальный автомат – после оплаты шипы автоматически убираются. Правда, через непродолжительное время шипы вновь появятся на поверхности скамейки. Авторам идеи такие устройства кажутся справедливым способом борьбы с людьми, без дела просиживающими на лавочках целый день.
Ульяновску борьба с праздно шатающимися пока не грозит – совсем наоборот! В наш регион гостей города зазывают неустанно. Уж и руководители, некогда брошенные «на туризм», поменялись, а фронт работ, как говорится, и ныне там. Да, в речном порту появились какие-то теплоходы, а на городских улицах уже можно встретить нечастые автобусные экскурсии, но какая же это малая толика в сравнении с былой турславой пресловутой родины Ленин»?! И как неразвита наша сегодняшняя инфраструктура относительно других российских городов (из числа тех, конечно, в которых, как и у нас, в принципе есть, что посмотреть).
Возьмем, к примеру, Казань. Здесь тебе и пешеходная улица с кафешками и памятниками (мы, не взирая на давние разговоры, таковой так и обзавелись), и стационарный цирк, и Дворец спорта, и набережная, и два аквапарка, и несколько речных вокзалов, и действующие туристические маршруты как по самой столице Татарстана, так и из нее – по республике (один только остров-град Свияжск чего стоит!).
В нашем регионе о туристических маршрутах «трещали» давно, как бы постоянно что-то имея ввиду – то пластовские и языковские места, то родину Дениса Давыдова и древние старомайнские курганы, да все без толку. В городе нет даже толкового путеводителя (а те, что изданы, вызывают только болезненную улыбку). Да и гостиничный комплекс исчерпывается несколькими наименованиями дорогих отелей, доставшихся нам от советского прошлого. А единственный пассажирский теплоходный маршрут местного значения – до Красного Яра – вызывает множество нареканий как по сервису, так и по периодичности рейсов (зато как долго открывали!)…
Но наши чиновники не отчаиваются. Теперь вот области (наряду со Смоленской, Рязанской, Костромской и Псковской) предложено принять участие в реализации очередной «панацеи» – программы по строительству в регионах малоэтажных быстровозводимых типовых гостиниц. Причем «в пилотном режиме» (читай – в порядке эксперимента). То есть пока наши более успешные соседи будут строить реальные объекты для людей, мы продолжим бесплотно экспериментировать? Не получилось одно – попробуем другое? А вдруг однажды получится?..
В Ростуризме, придумавшем возводить отели-малоэтажки, утверждают, что срок их строительства составляет не более девяти месяцев (это что же получится в результате – павильоны? времянки?), при этом аж в два раза снижается себестоимость строительства. За семь лет в российских регионах планируется построить 120-150 таких приютов для путешественников. Стало быть, и конкуренция за туристов увеличится? Сообщается, что в Ульяновской области уже начата работа по отбору площадок, на которых будут возводиться гостиницы. Между прочим, обещают их скорейшую окупаемость…
Только вот за счет каких постояльцев они окупятся, если гости нашего города не обивают его пороги в сколь-нибудь ощутимом количестве? Если не торопятся алчущие впечатлений «любознатели» посмотреть ни памятник букве «Ё» (что-то с трудом представляю себе туриста, который собрался бы в не однокопеечную путь-дорогу из-за несчастной карамзинской буквы), ни Венец с шумными гульбищами в летних кафешках, ни развалины языковской усадьбы, ни «выбрившие» волжский склон пафосные Ленинские горки (между прочим, лыжные, зимние)…
Отрадно, конечно, что Ульяновская область вошла в число участников проекта Концепции федеральной целевой программы «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации (2011-2016 гг.)». Однако, что такое «проект Концепции»?! Воспринимается примерно так же абстрактно, как и «идея будущего намерения»! Кстати, от региона в заявке прописаны три проекта туристско-рекреационных зон: «Русский берег», «Центр ремёсел», «Волжская Ривьера». Именно они, по задумке, призваны привлекать до полумиллиона туристов в год. Впрочем, если учесть, что даже наши соседи по Волге в части приречной инфраструктуры уже успели многократно больше (взять ту же Ривьеру в Казани), а ремесла – они и вовсе по всей России ремесла, и есть старинные местности традициями много богаче нас, массовое паломничество в Ульяновск даже в обозначенном отдаленном будущем представляется все-таки довольно эфемерным. Даже без отпугивающей отдыхающих установки скамеек с шипами…
София МОРЖОВА