Уже не раз говорилось, что общение с природой укрепляет здоровье, а рыбалка – продлевает жизнь. Подтверждением тому – судьба Анатолия Матвеева, которому идет уже 73-й год, а он бодр, энергичен, постоянно посещает водоемы, но не столько для рыбалки, сколько ради того, чтобы полюбоваться природой, послушать пение птиц.
Автор строк познакомился с Матвеевым, когда недавно проходил по трамвайному мосту и обратил внимание на седовласого рыболова. Мужчина ловко подсекал плотвичку и явно наслаждался процессом, а также погожим безветренным деньком. Рыбка клевала непрестанно, отчаянно «долбила» плавающие в воде крошки хлеба.
Сгорая от любопытства, я спустился к реке. Разговорились, словно знали друг друга давным-давно. Вот уж и в самом деле: рыбак рыбака видит издалека!
– Родом я с Украины, – рассказывает о себе Анатолий Федорович.
– В детстве приходилось ловить в основном на прудах мелкую рыбешку и раков.
Приехал в Ульяновск в 1958 году после окончания техникума. Отслужил в армии, вернулся снова в Ульяновск. Этот город стал для меня второй малой родиной, здесь прошла вся трудовая жизнь. Вот уже 12 лет нахожусь на заслуженном отдыхе.
К слову, нас, заядлых рыболовов, проживающих в ближнем Засвияжье, около десятка. Все в возрасте от 70 до 80 лет. И все выглядят молодцами, не жалуются на недуги.
Скажу откровенно, в свое время я перенес два инфаркта. Первый «ударил» в 84-м году. Тогда мне пришлось сменить место работы изза ликвидации учреждения, где трудился. Эти волнения сказались на здоровье. Инфаркт так меня напугал, что сразу же бросил курить.
Второй «звонок» случился почти десять лет спустя, когда рушились, казалось бы, незыблемые общественные и политические устои. На улицах и площадях постоянно разгорались нешуточные митинговые страсти. Я – человек неравнодушный, болезненно переносил социальное потрясение. И сердечко вновь дало сбой. Но, слава Богу, все это позади.
Все плохое теперь забыто, зато остается любовь к реке и родной природе – главной целительнице всех недугов. Я раньше любил ходить на Свиягу, на берег, где растут тополя, а также в так называемый «котлован». Там всегда ловились лини, караси, подлещики. Моя жена, к слову, любит линя, у которого практически нет костей. Не раз брал с собой на рыбалку сыновей.
Их у меня двое. Не поверите, младший в первый же раз ухитрился обойти старшего брата и меня: наловил больше всех рыбы, хотя впервые держал удочку в руке. С тех пор много воды в Свияге утекло, река изменилась в худшую сторону, обмелела, заросла камышом, сильно засорена бытовым мусором.
Тем не менее мы с сыновьями приходим сюда отдохнуть. Приятно ранним утром идти мимо Черного озера по тропинке к «казанскому» мосту! Травы пахнут, птицы поют.
Забываешь обо всем плохом на свете, в том числе и о собственных недугах. Жена моя, Ирина Николаевна, в напутствие говорит, мол, поймаешь рыбку – хорошо, а не поймаешь – еще лучше, меньше хлопот.
Честно признаюсь, я пойманную рыбу отдаю сыновьям либо делюсь добычей на берегу с теми рыболовами, кому меньше повезло.
Остается сожалеть, что нынче почти всюду следы браконьерства.
Сетки-китайки попадаются даже в людных местах, возле пляжей. И еще возмущает нас, рыболовов-любителей, использование так называемых электроудочек. Прочитал в газете объявление, мол, продается такое современноеи эффективное «орудие» лова, и мне сделалось плохо. Потому что это варварский способ добывания рыбы. После такой «удочки» оставшаяся в водоеме рыба не может дать потомства доказано учеными.
Словом, рыбы стало меньше. И все потому, что творится беспредел на наших водоемах. Мы неоднократно были свидетелями откровенного браконьерства. Мы, старики, стоим на берегу с удочками, а молодой человек на наших глазах выгребает «живое серебро», и ничего нельзя с этим поделать. Не случайно многие ульяновские любители рыбной ловли и зимой, и летом ездят отвести душу в Татарстан. Там соблюдается порядок на водоемах.
Забросишь удочку – к тебе обязательно подойдут инспекторы, предупредят, мол, не приведи Бог, если начнете использовать запрещенные орудия лова.
Может, пора и нашим инспекторам «закручивать гайки», как это давно сделали в соседних регионах?