Нина Николаевна позвонила в редакцию «СК» вся заплаканная и ужасно расстроенная. Только после того как она взяла себя в руки, я поняла, что проблема с сыном, которого забрали в армию. От него давно нет вестей. А мать от безысходности уже и не знает, куда обратиться, с чего начать поиски. Решила обратиться в нашу газету, на которую подписывается много лет.

Если не помогут, то хотя бы выслушают… Ее сыну Саше 22 года, в прошлом году окончил один из ульяновских вузов, получил техническое образование. Пытался устроиться на работу, да не берет никто. Работодатели говорили, мол, чего тебя учить, все равно в армию заберут.

Осенью 2009 года военкомат отправил молодого человека на медицинскую комиссию. У него признали врожденное заболевание сердца и недобор веса. При росте 194 сантиметра парень весил 62 килограмма.

Ему дали отсрочку на полгода, за тем предстояло новое обследование.

Родители даже надеялись, что, может, и в армию-то не возьмут. Сам же Александр хотел отслужить, от дать долг Родине, а потом устроиться на работу. Ведь семье нужны деньги, да и самому пора начинать самостоятельную жизнь.

Через полгода, то есть нынешней весной, парня повторно обследовать не стали. Он побывал на встрече с призывниками. С его диагнозом, да еще и с высшим образованием, как пообещали военные, в армии ему светила работа на компьютере или можно было выбрать Саратовскую область, где нужно обслуживать военный аэродром. На том Александр и его родители и успокоились. Но 14 мая нынешнего года пришла повестка. Сына забирают на Дальний Восток в Приморский край. Там предстояли большие военные учения.

Ожидали приезда президента страны. Нине Николаевне, по ее словам, так и сказали: «Брать туда некого, солдат будем отправлять на Дальний Восток весь май». «Военные мне предложили три варианта: пойти служить, на год спрятаться или заплатить 80-90 тысяч рублей, и сына от армии отмажут. Таких денег у меня нет. Хотя позже я пожалела, что не взяла эти деньги в кредит. Прятаться мы не умеем. Да и зачем? Сын решил послужить, а за одно и страну посмотреть, пока до Владивостока доедет».

16 мая в ночь призывников посадили в поезд, который из Ульяновска до Владивостока идет десять суток. Ребят обещали кормить. Уже позже Нина Николаевна узнала, что первоначально выданный паек ото брал сопровождавший ребят прапорщик, второй им раздать он вообще забыл. Хорошо, что родители детям в дорогу какой-то еды собрали. Один парнишка за десять дней «путешествия» похудел на пять килограммов.

Саша матери последний раз со свое го старенького сотового телефона позвонил, когда проезжали Байкал.

Потом связь с сыном прервалась.

Что делать, куда бежать, Нина Николаевна не знала. Денег на дорогу в Приморский край нет. Билет на самолет от Москвы до Владивостока только в один конец стоит почти 50 тысяч рублей. Обратилась в военкомат. А там только номер части дают, без телефона, обещают сделать запрос, а это займет целый месяц. «Спасибо, есть добрые люди. Через интернет много информации узнала, через таких же, как я, матерей. Кто денег нашел, чтобы к сыну съездить, кто недалеко от места службы живет.

А мамочка одна моего Сашу еле разыскала, дала ему свой телефон, что бы мне позвонить, Сашин-то отобрали. Числится он в одном месте, служит в другом. Он попал в пехотные войска, отправили рыть окопы. Ребенку от жары, нагрузок стало плохо. Оказался в госпитале, где пролежал почти два месяца. Врач удивился, как с таким диагнозом парня во обще в армию взяли. Выписали его опять с недобором веса второй степени. Теперь он уже весит не 62, а 59 килограммов. В интернете мы с отцом увидели фото сына. И подпись: «Только не пугайтесь». Одет черт знает как. Сапоги велики на несколько размеров, разной высоты, разная одежда, тоже не по размеру. А я Саше при возможности и говорю: «Потерпи, сынок! Ты только с собой ничего не сделай».

Недели ожиданий хоть каких-то вестей от сына, о сыне, по словам Нины Николаевны, до водили ее до исступления. Она стала забывать: ела не ела, пила не пила, о сне и совсем забыла. Сейчас, научившись связываться через интернет с таки ми же матерями, как она, Нина Николаевна немного успокоилась. Теперь она хоть что-то знает о сыне.

Он жив! Говорит, что кормят хорошо, что «деды» хорошие, за 50 рублей разрешают сделать дозвон на родительский сотовый телефон, но для этого нужны деньги. Через мать сослуживца Нина Николаевна пере дала тысячу рублей сотнями. Теперь боится, что деньги у сына отберут и она его не услышит.

«Я теперь иду по улице и все время солдатиков высматриваю, говорит Нина Николаевна. Дочка меня одергивает, что веду себя как ненормальная. А мне тоже хочется солдатику помочь, ведь моему же помогают».

P.S. По официальной статистике, в России 70 процентов призванных в армию юношей имеют серьезные заболевания. По статистике Ульяновского областного военкомата, в последние несколько лет ежегодно в армию призывается шесть тысяч солдат. План по призыву выполняется на сто процентов. 30 процентов от всех юношей, подлежащих призыву, после медкомиссии от армии освобождаются. Во время службы в армии ежегодно из-за болезни комиссуют не более чем одного-двух человек.

Ольга Тихонова