За последние два года в Музее истории гражданской авиации УВАУ ГА появилось пять новых самолетов. В будущем руководство музея рассчитывает получить еще несколько машин, в том числе легендарный «Руслан».

Проезжая по шоссе «Саранск-Ульяновск» от Баратаевки к городу, невозможно не заметить стоящую справа у дороги огромную машину. «ИЛ-86» значится на борту. Машина, рассказывает директор музея авиации Юрий Валкин, была передана музею училищем гражданской авиации в канун празднования его 75-летия.

Аэробус, рассчитанный на 350 пассажиров, сразу же стал еще одним объектом привлечения внимания для посетителей музея. «ИЛ-86» – первый в СССР широкофюзеляжный пассажирский самолет – выпускали серийно в Воронеже с 1980 по 1993 год, всего их было сделано 106 штук. На начало 2010 года в эксплуатации находилось 12 машин, которые возили туристов в Турцию и Египет. Попавший в ульяновский музей «ИЛ» принадлежит УВАУ ГА.

Он использовался в качестве учебного, а затем был передан в лизинг для чартерных рейсов. После возвращения домой аэробус простоял несколько лет на аэродроме училища в ожидании ремонтирующихся двигателей. Но гиганту в итоге не удалось вновь подняться в воздух – он совершил «посадку» в музее авиации, куда машину оттащили на тягачах из автоколонны УВАУ ГА. Для превращения в полноценный экспонат, по словам Юрия Валкина, над машиной еще нужно поработать – подвесить лежащие пока на земле части двигателей и подвести электричество, чтобы заработал выдвигаемый автоматически трап. Тогда экипаж, правда, уже не самолета, а музея, сможет пригласить посетителей подняться на борт.

Рожденный летать может и ползать, но только с помощью тяжелой техники и точного расчета. Процедура перемещения самолета с территории аэродрома в музей – сложнейший процесс. Ее внимательно готовят специалисты авиатехнической базы УВАУ ГА: проверяется комплектность самолета, работа шасси. Тщательно обследуется весь путь, который машина должна преодолеть по земле. Используются мощные тягачи автоколонны училища, начальнику которой, Рафизу Шайхаттарову, руководство музея выражает огромную благодарность за помощь.

При выезде с аэродрома приходится пересекать взлетно-посадочную полосу Центрального аэропорта, и здесь не обойтись без специалистов управления воздушным движением. Затем, по грунтовке, ведущей с аэродрома к музею, самолет переезжает на место заранее подготовленной стоянки.

Подобным образом за последние два года в музей попал не только огромный «ИЛ-86», но и еще четыре самолета. Это «АН-26», «ЯК-42» и два «ЯК-40». Один из 40-х, подаренный музею авиакомпанией «ВолгаДнепр», примечателен своим статусом – при летной жизни он был административным самолетом. На его долю выпало перевозить всех ульяновских губернаторов.

Впрочем, все попадающие в музей самолеты и вертолеты получают особый статус, ведь они становятся экспонатами, а не отправляются в утиль.

Большинство владельцев отслуживших свой срок крылатых машин предпочитают их утилизировать – разрезать на металлолом, сетует директор музея.

Каких-либо законодательных норм, требующих сохранения определенного количества отслуживших свое самолетов в качестве объектов истории развития авиационной научно-технической мысли, в России не существует.

Приобретение даже уже не способных нормально эксплуатироваться машин стоит немало. К примеру, в Ростове за имеющийся там «АН-8», который уже не эксплуатируется, у музея запросили несколько миллионов рублей. Найти такие деньги сложно, поэтому каждое решение о безвозмездной передаче самолетов музею можно считать подарком всем любителям авиации, да и вообще всем горожанам.

В музее уверены в том, что ульяновцы и дальше будут получать такие подарки. Сейчас идет работа над концепцией его развития на ближайшие годы. В нее вписано пополнение модельных рядов «ИЛов», «АНов» и «ТУшек». Запланировано и появление в музее гиганта «Руслана», ведь в ближайшие годы выходит срок эксплуатации построенных во времена СССР машин, и «ТУ-204». Оба эти самолета выпускают в Ульяновске, и профильному музею «Авиационной столицы» без них не обойтись.

Кроме составления планов, в музее уже идут важные работы. Продолжает благоустраиваться его территория, установлены лавочки, проложены дорожки к наиболее посещаемым экспонатам.

Самолеты снабжаются новыми информационными стендами. Составление такой информации – кропотливая работа. Нужно не только рассказать о технических характеристиках модели, но и поделиться с посетителями историей конкретного самолета. К примеру, из всего двух выпущенных «ТУ-116» в нашем музее стоит единственный сохранившийся. Вторую машину на Украине разрезали на металлолом. Уникальные самолеты, созданные на базе стратегического бомбардировщика «ТУ-95», предназначались для руководителей страны Никиты Хрущева и Николая Булганина. Но по назначению практически не использовались, а стали родными бортами для военачальников и космонавтов. Разыскав одного из командиров экипажа «ТУшки», работники музея узнали много нового из биографии самолета. Например, в 1972 году, когда вокруг Москвы, как и этим летом, горели торфяники, на 116-м вывозили детей из подмосковных лагерей. Вообщето машина ВИП-класса была рассчитана на 20 пассажиров, но детей в условиях ЧП на ее борт брали до 70 человек. С «хрущевским» «ТУ-116» в музее связан еще один проект: по редким, но все же сохранившимся снимкам можно восстановить его салон, делавшийся специально для Никиты Хрущева.

В канун Дня авиации на территории музея появился переданный областными властями крытый павильон. В нем уже размещен «небесный тихоход» «ПО-2». Демонстрация этого самолета под открытым небом могла привести к его разрушению, ведь машина состоит в основном из фанеры и перкали.

Теперь в павильоне готовят места для «ЯК-12» и «АК-1», первого советского пассажирского самолета. До зимы нужно решить вопрос о сооружении над легким павильоном навеса от снега, чтобы его можно было эксплуатировать и в холодный период.

Проделана немалая работа по уходу за авиатехникой, расположенной на основной демонстрационной площадке, то есть под открытым небом. Так, сотрудники музея провели рисковую операцию по очистке фюзеляжей всех машин – отмыли их от многолетней пыли и грязи. На выделенные училищем средства был покрашен «ТУ-104», ОАО «Спектр-Авиа» безвозмездно покрасило вертолеты «МИ-2» и «МИ-4».

Теперь ищутся желающие помочь в покраске вертолетов «МИ-6» и «МИ-8».

Правда, уточняет Юрий Валкин, среди высказывающихся в последнее время властями и бизнесом идей по развитию музея есть и весьма спорные: построить на его территории горки для скейтинга, разбить архитектурно-цветочные сооружения, которые могут нарушить визуализацию экспонатов, сдавать самолеты в аренду под свадебные торжества, поднять экспонаты, существующие всего в одном или нескольких экземплярах, в воздух и так далее. Развитие музея как центра сохранения авиационного наследия России и тенденции к созданию на его базе современного научно-технического музейного авиационного комплекса нельзя подменять внешней атрибутикой и непродуманными бизнес-решениями, подчеркивает его директор.

Но все-таки главная новость последних нескольких лет – это заметно выросший поток посетителей музея. Кроме приезжающих специально в него представителей соседних регионов, гораздо больше стало посетителей-ульяновцев. А недавно над территорией музея, можно сказать, подняли занавес: вдоль трассы «Ульяновск-Саранск» у его забора силами курсантов училища, сотрудников «Горзеленхоза», администрации Засвияжского района и управляющих компаний были вырублены кусты, и на ограде появился баннер музея. После этого многие горожане впервые узнали, что у нас есть такой уникальный объект. Ну и гигант«ИЛ86», вставший прямо у дороги, надо отдать ему должное, своим внушительным видом заманивает на экскурсии немало проезжающих мимо. Прежде никаких указателей о существовании музея на трассе не было, как и сейчас их нет со стороны города.

Лидия Пехтерева