Не только жара, но и лето закончилось.

Было оно, по информации СМИ, таким, какого не было 130, по одним данным, лет, по другим – тысячу. Но насколько жара была действительно аномальной, а насколько – искусственно подогретой?

Мучились люди, по-моему, не меньше от самой жары, чем от ее продолжительности. Такую температуру человеческий организм выносит, хоть и не без труда. А устали люди, на мой взгляд, от неизменности погоды на протяжении долгого времени. В нашей области – это не менее двух месяцев. То есть усталость была во многом психологической. Облегчить ее было задачей средств массовой информации, но они не только с этой задачей не справились, но ситуацию еще и усугубляли.

Кто как мог. Начиная с прогнозов.

Все прогнозы были стабильно завышенными. Сайт Gismeteo.ru, например, изо дня в день обещал на четыре-шесть градусов выше реальной температуры.

40 градусов, о которых неделями твердили СМИ, в Ульяновске не было ни разу. Максимальный показатель, до которого у нас поднимался столбик термометра, был зарегистрирован на отметке +37 по Цельсию. При обещанных в прогнозе +41. Не было ни разу +40 и в Москве. Там ситуация выглядела примерно так. Накануне телеканалы как один обещали, что в столице «ждут покорения очередного температурного рекорда столбик термометра поднимется, по прогнозам, до 40-градусной отметки». На следующий день сообщали, что рекорд покорен – температура поднималась в послеполуденные часы до 34,7 градуса по Цельсию. И так было все время.

То есть СМИ явно нагнетали обстановку, ухудшая тем самым психологическое состояние людей.

Телеканал «Россия 24» вообще передавал информацию о погоде под траурную музыку. Под нее же позднее пошли сводки о пожарах. Говоря о временной прохладе, канал не забывал тут же добавлять, «что облегчения ждать не стоит: ветер не переменится, жара не спадет».

Доходило и до явного бреда. В какой-то из дней телеканал «РЕН» сообщил, что «по данным экспертов» резко выросла смертность населения, но «власти это скрывают».

Рост – до десяти раз. И хотя бы задумались, что означают эти их цифры. В Ульяновске в мир иной должно было уходить вместо 20 человек в день в среднем – 200. В Москве вместо 400 человек – 4000.

С таким потоком не справились бы никакие службы. Но телевизионщиков такие их сообщения не смущали.

Или информация одной из местных телекомпаний, рассказывавших о пожарах в Ульяновской области. «Ветер, дующий со скоростью 100 метров в секунду, – взволнованно рапортовала ведущая новостей, – перебрасывает огонь на большие расстояния». 100 метров в секунду – это 360 километров в час. Подобные скорости неизвестны в природе ветров в принципе.

Даже во время сильнейших ураганов говорят только о скорости 150200 километров в час. Канал, одним словом, выдал в эфир полный бред.

СМИ делали, кажется, все, чтобы не облегчать психологическое состояние россиян, а запугивать их. Но зачем? Все эти телеканалы, кстати, были, как правило, государственными. И можно предположить, что властям такая политика, видимо, больше по душе. Почему-то. Возможно, просто потому, что за завесой паники власти пытались скрыть собственные просчеты и некомпетентность в ликвидации последствий такой погоды. И частично это удалось.

Василий Мельник