Кино – относительно молодой вид искусства, но по влиянию, популярности и массовости ничто не может с ним соперничать. Тем более что отечественное кино внесло столь заметный вклад в сокровищницу мирового кинематографа. Советские экранные бестселлеры с удовольствием смотрят до сих пор. А выдающиеся актеры того периода?! Поистине, у нас есть все основания гордиться. 27 августа отрасль отметила свой профессиональный праздник – День российского кино. Он-то и стал поводом к беседе с директором «УльяновскКинофонда», заслуженным работником культуры России, почетным кинематографистом страны Лидией Сауровой.
– Этот год оказался для нашего региона очень богатым на кинособытия, – говорит Лидия Михайловна. – Прежде всего, в феврале, на первом заседании ЗСО принят закон «Об участии государственных органов Ульяновской области в осуществлении мер государственной поддержки кинематографии». Далее, состоялся Второй открытый фестиваль кино- и телепрограмм для семейного просмотра, посвященный Валентине Леонтьевой. Наконец, наш областной государственный кинофонд, насчитывающий, кстати, более 7000 единиц хранения, стал автономным учреждением «УльяновскКинофонд». Таким образом, многие организационные вопросы упростились. Появилась возможность как-то поощрять энтузиастов, которые у нас работают. Надеемся на скорую закупку аппаратуры для показа 3D-фильмов, хотя бы даже бэушной…
В ближайшее время хочу также реализовать свою давнюю идею, которая появилась задолго до нынешнего тотального внимания к проблемам инвалидов. У нас есть помещение, где можно открыть специализированный кинозал для людей с ограниченными возможностями. В чем его особенность? Конечно, мы будем так же показывать кино. Однако, кроме пандуса, который сам по себе в принципе ничего не решает, сделаем «прямой» вход для колясочников непосредственно с улицы, отдельно оборудуем санузел и т.п.
– Неужели у кинофикации в регионе проблем нет?
– Есть регионы, в которых система государственного проката кино не сохранилась, а собрание лент раздали по сельским районам, как в соседней Пензе. Естественно, от фильмов там ничего не осталось. К счастью, нам удалось избежать этого. С другой стороны, отрасль в области развивается все-таки не так быстро, как могла бы в соответствии с новым законом. Сегодня любое поселение имеет законодательную базу для помощи своим киноорганизациям, но на деле это реализуется далеко не везде. Хотя уже никто не скажет, что, к примеру, оснащая поселковый кинотеатр, муниципальные власти тратят средства нецелевым образом, как это могло быть раньше.
Вообще до появления регионального закона по отрасли некоторые правовые моменты нашей деятельности не были официально прописаны. К примеру, учреждения культуры получали какие-то льготы. А нам говорили: вас это не касается, вы не культура, вы – кино…
– Насколько я знаю, среди населенных пунктов региона вот уже несколько лет проводится конкурс «Лучший кинозал» – аккурат ко Дню кино…
– Это очень важное событие, потому что мотивирует людей. Конечно, первый наш победитель – Радищевский район – в результате получил полный комплект аудио- и видеопроекционной аппаратуры. Сегодня мы несколько удешевили приз, но интерес к конкурсу остается высоким. И те районы, в которых есть кинозалы-победители, серьезно улучшили свои показатели охвата населения. Аппаратура, которую мы им подарили, – она же может работать не только стационарно. Таким образом, кино приходит и в малые села. К тому же конкурс солидно обставлен. Комплект аппаратуры для победителей вручается на крупных культурных мероприятиях, иногда даже лично губернатором.
– А насколько доступным кино является с материальной точки зрения?
– Среднеобластная цена за билет – порядка 70 рублей. По районам же – от 10 до 40 рублей. Стараемся, кстати, вывозить в глубинку и новые модные картины…
– То есть в наших деревнях сегодня можно посмотреть не только глубокое ретро из запасников про Ленина, Чапаева и пионеров-героев?
– Конечно, нет! Это зависит от конкретных людей на местах. Если находятся те, кто хочет показывать современное кино, – пожалуйста. К примеру, такой человек работает в Старой Кулатке – не самом крупном районном центре, заметьте. Так они там посмотрели все то же, что ульяновцы.
– Значит, вопрос с аппаратурой постепенно решается, тем более что и она сама постоянно дешевеет. Но ведь ее нужно кому-то обслуживать…
– Был момент, когда такие специалисты, особенно на селе, стали на вес золота. В связи с упадком кино многие кадры были потеряны. Но сейчас многие молодые парни этим интересуются. Например, в Вешкаймском районе два киномеханика в соседних селах – грамотные мальчишки, на любой аппаратуре могут работать… Мы и сами занимаемся обучением киномехаников, выдаем дипломы государственного образца. Конечно, и киномеханики, и экономисты, поработав у нас в государственной структуре и получив соответствующий опыт, стремятся уйти в частные кинотеатры, но я не имею морального права их винить. Все-таки разница в оплате труда существенная…
– Есть ли в нашей области проблема кинопиратства? Вон в Москве борцы с «нелицензионкой» добрались даже до «Горбушки», а уж она-то казалась неприступной цитаделью контрафакта.
– Я являюсь экспертом УВД по этому вопросу. Конечно, следует помнить о соблюдении законных авторских прав. Бывают случаи, когда сельские прокатчики покупают мешок кассет в соседнем киоске и начинают крутить эти фильмы да деньги собирать. Есть у нас подобные прецеденты – в Чердаклинском и Инзенском районах. Однако картины нужно брать только у правообладателей. Для области ленты официально приобретает наша организация и несет всю полноту правовой ответственности.
Или другой пример. В Новоульяновске вся культура, в том числе кино, работает на бесплатной основе. Правда, кинозал там открыли очень приличный. Но что в нем показывают? И что с бесплатных показов отчисляется правообладателям? Это есть не что иное как развращение зрителей. Да и потом, сотрудники ДК получают бюджетную зарплату, учреждение платит за коммунальные услуги, а в бюджет ничего не возвращается. Как на первый взгляд ни привлекательно для публики, но это тоже противоречит закону. Разумеется, около каждой киноустановки не поставишь пост милиции. Нужно просто проявлять сознательность и не удивляться, если в противном случае однажды к вам придут и строго спросят за пиратство…
– Если я правильно понял, «автономность» вашего учреждения – это только польза? Вот вы ее хвалите, а многие культработники не приняли, между прочим…
– Главное – чтобы сохранился существующий объем государственного заказа. Тогда и у «автономных» все будет нормально. С другой стороны, многие существовавшие ранее препоны, например, закон о закупках, нам нынче не страшны. Ну как мы могли закупать что-то на конкурсной основе? Кому объяснишь, что правообладатель на территории России на каждый фильм один, и я могу купить картину только у него…
– По каким критериям вы отбираете фильмы для закупки в областной прокат?
– Приоритет – национальному кино. Кроме того, картина должна быть «долгоиграющей». Детской, военно-патриотической – прежде всего. Самые массовые закупки – семь фильмов – состоялись во время последнего фестиваля имени Леонтьевой. Свой зритель есть у всех. Наш маленький зал «Люмьер» – не конкурент коммерческих кинотеатров. Кто-то любит большие экраны, кто-то – камерную атмосферу, как у нас. Каждому свое. Лучшее кино – то, которое для ума, пусть даже оно не такое зрелищное. Мне, например, очень нравится «Остров», но не такие фильмы определяют лицо современного кинематографа. Молодец Кэмерон – талантливый человек, его «Аватар» сумел совместить в себе и экшн, и мысль, но это скорее исключение. Вообще, такой уж сегодня менталитет молодежи (и не нам ее судить): она приходит в кинотеатр не только ради кино, как мы когда-то, но и поесть, попить, поиграть в автоматы, даже в аквапарк сходить, как в Казани. В этом смысле моду на походы в кино вернули, конечно же, коммерсанты, которые все это организовали.
– Мне показалось, что недавний фестиваль имени Леонтьевой, который прошел в Ульяновске во второй раз, получился значительно удачнее, чем первый.
– Мы извлекли громадный опыт из первого фестиваля. К примеру, на первом было около сотни гостей, из них вы можете вспомнить лишь несколько десятков имен. На второй пригласили сорок гостей, из них половина – знаковые: Грачевский, Михайлов, Крючкова, Якубович, Грамматиков, Скороходов. Случайных людей не было, и за это не стыдно. Кстати, Светлана Крючкова сказала губернатору, что не ездит на нынешние фестивали, потому что они превратились в гламурные тусовки, но в Ульяновске удалось этого избежать… Фестиваль уже внесен в проект бюджета, как ежегодный. Теперь будем придавать ему международный статус. Тем более что семейное кино в мире сейчас очень популярно. Собачка Бетховен, кит Вилли – мы смотрим эти голливудские картины и умиляемся. Я бы сказала, что семейное кино – такое, которое интересно взрослым, но его не стыдно посмотреть с ребенком. А то, что непонятно ребенку, мы, взрослые, объясним. То есть семейное кино все смотрят вместе, и каждый видит свое…
– Говорят, что была идея открыть в Ульяновске филиал киностудии. Неужели это возможно?
– Сегодня в киноиндустрии интересно. Она действительно становится «важнейшим из искусств». В планах – большой кинофестиваль к 200-летию Гончарова, федеральные деньги уже зарезервированы. И об идее съемки кино в Ульяновске я знаю. Думаю, что киностудии как таковой не будет. А вот проект сделать фильм на ульяновскую тему региону вполне под силу. У нас есть режиссерские, сценаристские силы, замечательные актеры. Такая тема сейчас обсуждается, причем на самом высоком уровне. К губернатору с такой идеей обратились. Так что очень возможно, что у региона скоро появится свой «национальный кинематограф». А почему, собственно, нет? Сделали фестиваль, сделаем и фильм.
Александр РУСИНОВ