Анатолий Иванович Винник – личность легендарная. Он заслуженный тренер Российской Федерации и Советского Союза по греко-римской борьбе, кавалер двух орденов: Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», почетный гражданин Ульяновска и Ульяновской области. Он подготовил десять заслуженных мастеров спорта, двух призеров Олимпийских игр. Несмотря на все свои регалии и знаменитость, Винник – человек, готовый всегда прийти на помощь, поддержать в трудную минуту. Его любят и ценят. Девятого сентября он отметил свой 73-й день рождения и 50-летие творческой тренерской деятельности. Поздравить его в Ульяновск приехали многочисленные воспитанники и коллеги. Коллектив «СК» также присоединяется к поздравлениям и желает Анатолию Ивановичу всех благ. Своим читателям газета предлагает интервью с великим тренером.

После бомбежки – в детдом

– Анатолий Иванович, расскажите о своем детстве, о родителях.

– Я родился в 1937 году в Приморье, на острове Путятина в Охотском море, был такой исследователь – Путятин. Родители мои родом из Ростова. В 1939 году отец, занимавшийся рыболовством, погиб. Мама со мной, братом и сестрой вернулась в Ростов. Потом началась война. Мама тоже погибла, при бомбежке. И мы воспитывались в детском доме с братом, сестру забрала тетя – родная сестра моей мамы. В 1952 году из детского дома меня направили учиться в ростовское четырехгодичное ремесленное училище. Я его окончил, получил специальность: токарь пятого разряда. С1952 года, как попал в училище, начал заниматься греко-римской борьбой.

– Почему вы увлеклись именно этим видом спорта? На вашем пути попался интересный человек, который вовлек вас в это?

– Да, там в спортивном обществе «Трудовые резервы» был тренер Михаил Иванович Гамбаров, который вел секцию греко-римской борьбы. Я начал заниматься, у меня стало получаться неплохо. На спартакиаде в 1956 году в Риге я занял второе место. Туда из Ленинграда, из техникума «Трудовых резервов», приехал тренер, чтобы набрать ребят. Предложил мне поехать с ним. И я поехал учиться в Ленинград. В 1960-м году окончил техникум, получил диплом тренера-преподавателя по классической борьбе. Тогда она так называлась, а не греко-римская. В 1960-м году оказался в Ульяновске на практике. Здесь в честь 90-летия со дня рождения Ленина проходили показательные выступления, в которых я тоже участвовал. А распределение после техникума уже прошло.

Квартиру дали не сразу

– И куда вас направили?

– В Алма-Ату, в Казахстан. Но когда я в Ульяновск на практику приехал, я уже был мастером спорта, стал им в 1958 году. Феликс Каземирович Козловский, который тогда был председателем областного спортивного комитета, кстати, легендарный был председатель, предложил мне остаться в Ульяновске. «Ты, – говорит, -согласен?». Да я – с удовольствием. Чего мне ехать в Казахстан? Меня перераспределили, и я в 1960-м году вернулся в Ульяновск. Здесь мне обещали квартиру. Получил подъемные и начал работать в спортивной школе молодежи на улице Гончарова.

– Так квартиру дали?

– Не сразу. Сначала устроили меня в гостиницу, а потом пришлось снимать комнату в частном доме на спуске Халтурина. Через год попал в областное спортивное общество «Трудовые резервы», начал работать в спортивном зале третьего железнодорожного училища на улице 12 Сентября, за тюрьмой. В полуподвальном помещении. Там не было никаких удобств: ни душа, ничего. Трудности были колоссальные, но занималось очень много ребят. Можно сказать, что оттуда вышли все известные ульяновские борцы. В 1968 году построили спортивный зал «Динамо» на Карла Либкнехта и меня туда пригласили. Условия хорошие, душ, на пол положили два ковра и начали работать. В «Динамо» работаю по сегодняшний день, уже 42 года. Результаты были показаны хорошие.

– Как тренер вы быстро добились результатов?

– Я ведь и не думал, что стану тренером. Когда пришел в команду, она занимала последнее место. В 1962 году я повез ее на зональные соревнования «Урал-Поволжье». Из 18 команд мы заняли четвертое место. Отдавал работе все свои силы, здоровье, старался, несмотря на тяжелые условия. Начало получаться. Начинал ведь я с юношей. На первенстве России в Нальчике из 50 команд мы заняли пятое место. Но самый первый серьезный результат по мужчинам – чемпионат России в Кемерово в 1969 году. Мы командой заняли третье место. Получается, что за девять лет моей тренерской деятельности вот чего добился. Первый мой мастер спорта – Володя Семенычев – стал вторым на первенстве Советского Союза среди молодежи, что давало право на получение звания мастера спорта.

– У вас хорошо получалось тренировать, наверное, и азарт появился?

– Появился, и стремление было достичь чего-то большего. А могу ли я дальше что-то сделать? Потом пошла серия достижений. Мной подготовлено 20 международных мастеров спорта, десять заслуженных. На Олимпийских играх в Монреале в 1976 году мой воспитанник Виталий Константинов стал чемпионом. Да сколько всего было…

«Жена не корила, что много работаю»

– Все время – спорт и борьба. А как же личная жизнь, семья? На это время оставалось?

– С моей женой Юлией Васильевной в следующем году отметим 40 лет совместной жизни. Она меня младше на два года, сейчас – на пенсии, работала в свое время в нашей областной больнице. Очень дружим с дочерью Еленой. Она экономист, живет в Ульяновске. Подарила мне внука Диму и внучку Катю. Внук в этом году окончил университет, получил специальность юриста, а внучка пошла в 11-й класс. Есть сын Валера, окончил Ульяновское военно-техническое училище, живет в Москве. Внук есть – Никита. Ему 24 года, собирается жениться, уже и заявление на 12 ноября подали. Так что скоро поедем в Москву на свадьбу. Живем дружно, хорошо, все нормально у нас.

– В семейной жизни вы человек покладистый? Тренерская работа предполагает, что нужно командовать, руководить.

– Нет-нет. Семья есть семья, а работа есть работа. Моя жена мне всегда помогала в том, что никогда не мешала. Не корила, что работаю много. Я, конечно, часто выезжал на сборы, проводил на них по 200 дней в году. Был тренером в сборной команде и России, и Советского Союза. За границей тоже работал.

– Вас как тренера туда приглашали?

– Приглашали, да. Через спорткомитет СССР для оказания практической помощи. Я приезжал, проводил тренировки, показывал, рассказывал. Проводил семинары тренеров в Сирии, в Китае. Побывал на Олимпийских играх в 1972 году в Мюнхене, в 1976 – в Монреале, в 1980 – в Москве, в 1996 – в Атланте. Поездил я хорошо и много.

– Больше чем полгода вы проводили вне дома, вне семьи. Приходилось самому за собой ухаживать, рубашки стирать, жить в казенной обстановке. Думаю, несладко было?

– Конечно. Надоедало. Но это же работа, любимая работа. Я жил той жизнью. И до сих пор живу. Потому что тренер – это очень большая и творческая работа. И самодисциплина. Если ты сам нарушаешь, а с других спрашиваешь, это неэффективно. Поэтому я старался приходить заранее на тренировки, всегда быть чистым, опрятным, не срывал зло на ребятах, потому что у меня настроения нет. Если ругал, то только за дело, чтобы человек понял. Вы знаете, почему у некоторых тренеров нет результатов? Они не отдаются работе, и у них все плохо получается. Вот я ушел на пенсию, и результаты закончились. Я прихожу на тренировки в «Динамо» на час, на два, помогаю тренерам Степченко, Непомнящему. Я уже не работаю так, как раньше работал, с утра до вечера.

Пусть заседают

– Когда вы приняли решение закончить активную тренерскую работу?

– Как только исполнилось 60 лет. Я сразу, же написал заявпение. Так, как я работал раньше, уже не мог.

– У вас среди спортсменов, и не только, всегда была исключительная репутация. Как удалось ее сохранить?

– Я всегда все делал по совести. У меня очень хорошие отношения с людьми. Я старался никогда не ругаться вообще, старался воспитывать, подсказывать по жизни. Если спортсмен меня слушал, то у него получалось все хорошо. Если говорил: я сам все знаю – о чем тогда разговор? Делай сам.

– Известно, что некоторые спортсмены не брезговали криминалом, рэкетом занимались.

– И сейчас некоторые занимаются,- по этой волне так и пошли. А сколько ребят погибло!

– Сейчас многие известные спортсмены заседают в Государственной Думе и других органах власти. Вас карьера законодателя не прельстила?

– Пусть заседают. Знаете, сколько ^раз мне предлагали участвовать в выборах и в Законодательное Собрание, и в Городскую Думу? Я отказывался. Да зачем мне это? Если уж туда пришел, то надо работать, выкладываться. Не хочу я.

– Ваши ученики, коллеги, если хотите, поклонники, подготовили ко дню рождения вам большой праздник.

– Я не просил. Но они организовали, от всей души это делают.

– Вы не любите вокруг себя шумиху?

– Честно, не люблю.

– Чем сейчас, кроме небольшой тренерской нагрузки в «Динамо», занимаетесь? Может, дачей увлеклись?

– Дачу мою на Мостовой лет семь назад разворовали, увезли баки, трубы. И я это бросил. Возглавляю спортивный клуб «Арена», принадлежащий «Хлебпрому». И мне это нравится.

Беседовала Наталья ЖИДКИХ