Пятый ульяновский район – авиастроительный, он будет самым разгруженным в смысле отсутствия «пробок» на дорогах. Но это не гарантирует его от дорожно-транспортных происшествий.

– Новый город постепенно цивилизуется, – считает житель района авиастроителей Анатолий Манохин. – Он уплотняется, становится более ярким, открываются новые магазины, много рекламы. Но вопросы безопасности дорожного движения в нем стоят очень остро. И городской власти предстоит еще многое сделать, чтобы создать оптимальный транспортный режим на его проспектах и улицах, снизить аварийность.

Пока получается так, что преимущество нового города – широкие улицы и свободное пространство – является и его недостатком, если говорить о скоростном движении транспорта и возможности людей безбоязненно переходить проезжую часть и перекрестки. Анатолий Манохин, бывший военный летчик, ныне пенсионер Минобороны, обратил на это внимание, когда перебрался из Узбекистана в Ульяновск чуть более десяти лет назад. Город ему понравился, но ДТП в районе, где он поселился, были настолько распространены, что Манохин не стал молча наблюдать, а, будучи активным во всем, что касается жизнеустройства, попытался обратить внимание властей на обустройство пешеходных зон. Отсутствие светофоров, разметки, «лежачих полицейских» в наиболее опасных местах, «островков безопасности» и слабое освещение перекрестков. Анатолий Викторович приходил с этими вопросами даже на прием к представителю МВД генерал-майору милиции Косимкину, когда тот приезжал в Ульяновск в 2006 году с инспекторской проверкой. Не говоря уже о местных властях, как районных, так и городских, которым Манохин часто пишет и звонит на «горячие линии» по вопросам транспортного сообщения.

– Тогда я обращал внимание, что на пересечении проспектов Созидателей – Филатова, Ленинского комсомола – Филатова, Авиастроителей – Сурова и так далее необходимы светофоры. Что на проезжей части отсутствует разметка, а пешеходные переходы не оборудованы. Высказывал и другие просьбы и рекомендации. С тех пор многие недоработки устранены, хочется думать, что благодаря и моим хлопотам, – говорит Анатолий Викторович. – Но инфраструктура усложняется, транспортный поток растет, большое число машин ходит по так называемым «малым дорожкам», внутренним дворам. Некоторые проспекты соединены между собой проездами протяженностью 300-400 метров. Подъезды домов зачастую обращены к проезжей части. Играют дети, много пешеходов. А скоростной режим не соблюдается. Я езжу в маршрутках, и еще не было случая, чтобы сел и ехал спокойно. Всегда с нарушениями…

…Мы идем с Анатолием Викторовичем по проспекту Ульяновскому. Это один из самых многолюдных проспектов нового города. Здесь рынок, много офисов, магазинов, кафе. И – очень интенсивный транспортный поток. На пересечении с проспектом Ленинского комсомола, возле торгового центра «Лидер», наблюдаем следующую картину: несмотря на наличие подземного перехода, половина пешеходов переходит улицу коротким путем – сверху. Впрочем, переходит – это не совсем точно. Скорее, перебегает. Светофор есть, он работает, но машины появляются отовсюду – справа, слева, с «малых дорожек», со стоянок. Тут же, на перекрестке, останавливаются маршрутные такси. Знак «Остановка» висит ниже метров на тридцать, но там стоят припаркованные личные авто, а маршруток так много, что они, останавливаясь или притормаживая, выстраиваются в колонну. Создается хаотичная картина, в которой пешеходы вынуждены действовать на свой страх и риск.

– Тут есть подземка, – комментирует Манохин. – Но она не закольцованна, во-первых, и «выныривает» далеко за перекрестком, уже на территории рынка, во-вторых. Светофор уведен далеко вправо, так что машины, сворачивающие с Ульяновского вправо на Ленкома, его могут и не видеть. Отсутствует и «зебра». Здесь часто бьются машины, а люди рискуют попасть под колеса. Возможно, здесь надо вообще закрывать переход поверху, установить заградительные барьеры. Это наиболее характерный в плане угрозы перекресток, но и остальные крупные пересечения надо доводить до ума. Нет денег на светофоры? Хорошо, тогда поставьте знаки «стоп», «ограничение скорости», «пешеходный переход» и так далее. Сделайте нормальное освещение. К примеру, если сворачиваешь с Ленкома вправо на Филатова, в темное время суток там не виден перекресток. Примеры можно продолжать. По дорожной разметке также много претензий, а зимой она не будет видна под выпавшим снегом. Поэтому в ряде мест нужны знаки на растяжках, указывающие полосность и разрешающие повороты. Очень удобны светофоры с секундомерами, но такой установлен только в одном месте…

Есть еще одна особенность тротуаров в новом городе. В отличие от других районов города здесь на переходах бордюрный камень не углублен до горизонта, и пешеход может элементарно споткнуться, ринувшись на разрешающий сигнал светофора. Если учесть, что зимой образуются снежные горки, то высота, с которой люди шагают на проезжую часть, может достигать полуметра и более. Неудобно одиноким пешеходам, еще сложнее – мамам с колясками.

– Во всем, что касается безопасности людей, меры должны быть жестче, – говорит в заключение Манохин. – Хочется жить в красивом городе. Ульяновск имеет для этого основания. Город большой, мэр везде не успеет, для этого есть районные власти. Речь не только о дорожных недоработках, то же касается и благоустройства. Деньги, уверен, на это есть.

Владимир ПИЛЬНЕВ