На ситуацию в современном российском кино порой без слез и не взглянешь. Любимые когда-то всей страной актеры вынуждены сниматься в сериалах, качество которых не всегда на высоте. Раскрыть свой талант в полную силу актеры зачастую могут только в театре. К примеру, народного артиста Бориса Клюева узнают сейчас не по ролям в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах», «ТАСС уполномочен заявить» и «Шерлоке Холмсе», а по роли Воронина-старшего в комедийном телесериале. Но ульяновцы имеют редкую возможность посмотреть на его игру на сцене. Вместе с коллегами из труппы московского Малого театра Борис Клюев в рамках гастролей будет играть в спектаклях, которые представят на сцене Ульяновского театра драмы. Среди других «звезд», которых увидит публика, – Элина Быстрицкая, Ирина Муравьева и Юрий Соломин.

Приедут первым составом

21 сентября в Ульяновске начинаются четырехдневные гастроли московского Малого театра. Будут показаны два спектакля – «Тайны мадридского двора» Эжена Скриба и «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского, поставленные режиссером Владимиром Бейлисом.

Театр привезет спектакли в их первом составе. В «Тайнах» должны играть Вячеслав Езепов, Елена Харитонова и другие, в «Простоте» – Элина Быстрицкая, Ирина Муравьева, Борис Клюев. Также ждут руководителя Малого театра народного артиста Юрия Соломина на завершение гастролей 24 сентября. Пока же, в преддверии гастролей, в Ульяновск приехала часть труппы театра, чтобы пригласить горожан на свои спектакли.

И «На всякого мудреца довольно простоты», и «Тайны мадридского двора» – спектакли, которые в Малом театре стоят на первом месте по посещаемости. Эти постановки стали визитными карточками театра, рассказал Владимир Бейлис.

Комедия про королевскую любовь XVI века «Тайны мадридского двора» имеет непростую историю. Этот спектакль был поставлен после Великой Отечественной войны, и на пьесу про красивую жизнь с шикарными декорациями повалили зрители. Но в 1946 году вышло постановление о запрете в СССР произведений искусства с признаками вредного влияния буржуазии. Красивая пьеса попала под запрет и была снята после нескольких прогонов. Возродили ее в 1997 году. С тех пор уже 13 лет спектакль собирает полные залы. В Ульяновск «Тайны» театр обещает привезти во всей красе, с роскошными костюмами и полными декорациями.

Комедию Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты» как-то играли перед членами Госдумы, и такого смеха в зале, по словам Бориса Клюева, актеры прежде не слышали. А после спектакля высокопоставленные зрители подходили и спрашивали: неужели это действительно написано в пьесе много лет назад?

Монолог народного артиста

Получив возможность пообщаться с Борисом Клюевым, мы спросили его о работе в сериале «Воронины». Сериал очень популярен, и благодаря ему актера стали узнавать на улицах, но, и он этого не скрывает, работать в сериал идут не от хорошей ситуации в кино. Далее разговор перешел и на плачевное положение современной российской драматургии. Вот монолог-экспромт народного артиста на эту тему:

– К сожалению, кино сейчас не существует. И становиться в глупую позицию, что сериал – это дурно и я в нем не буду участвовать… Если кто-нибудь из актеров вам это говорит, не верьте ему. Он врет, значит, его не приглашают. У любого артиста, который учился, в дипломе стоит «артист театра и кино». Это моя профессия, я ничего другого не умею. Я обязан жить достойно, во всяком случае я себе в жизни всегда ставил такую цель. На сегодняшний день я 4S лет работаю в кино, у меня 150 картин, я уже могу с гордостью сказать, что эти картины изучают во ВГИКе.

Но жизнь постоянно идет вперед. Сейчас молодые актеры попали в страшный цейтнот. У них нет интересного материала, но они обязаны работать. Актер, как музыкант, должен каждый день играть, сниматься. Появился новый вид кинематографа – сериалы. Они, безусловно, в качественном отношении уступают большому кино. Сейчас очень многое изменилось. Кино, называется «длинный метр», а не «художественный фильм». Появилась такая разновидность, как сит-ком. Это когда играют маленькую сцену и за кадром смеются, чтобы зрителю было понятно, что в этом месте надо смеяться. Можно очень много говорить о том, что это плохо, что это неинтересно, но это наша жизнь. Поэтому я всегда и студентам своим говорю: актер постоянно должен работать.

Вот сейчас сериал «Воронины», который идет с очень большим успехом, имеет очень высокие рейтинги. Кстати, когда я приезжал, был у вас на кинофестивале (имени Валентины Леонтьевой. – Ред.), на стадионе дети за мной толпой ходили. Для них это было большое событие, много говорили добрых и интересных слов.

Я стараюсь свою работу сделать всегда максимально хорошо. Интересна реакция критики на этот сериал: пишут, что благодаря актерской игре этот фильм вырастает из ситкома в совершенно иной жанр -комедию. Молодые актеры, которые работают вместе со мной, за год очень подтянулись. Если раньше говорили, что я на съемках даю мастер-класс для них, я их просто переигрываю, то сейчас они все подтянулись. Разве это плохо? И, конечно, огромная составляющая -это деньги, которые за эту работу платят. Молодой человек может себе позволить заработать и на жилье, и на машину.

Можно говорить о том, хорошо ли это, плохо, что из этого будет потом. Я думаю, это умрет со временем, но пока это во всем мире существует, как мыльные оперы. В свое время я начинал с того, что озвучивал несколько бразильских сериалов. Мне тогда было интересно: какие интерьеры, как актеры одеты, – а когда я стал знакомиться с этим ближе, оказалось, что это в мире существует.

В сериалах сниматься очень тяжело. 12 часов – договор ты подписываешь – ты работаешь в день. Огромное количество материала, текст тебе дают, и ты должен очень быстро его запомнить. И люди, не подготовленные в этом отношении, очень быстро теряются. А для меня выучить две страницы текста – это нормально, я могу это сделать быстро, я тренированный, а новый человек теряется. Текст надо сразу выучить, тут же репетировать и сразу снимать. Да, продюсеры деньги платят. Но…

Как начинался первый кинематограф после перестройки? Приходил с чемоданом такой человек (показывает «козу» пальцами. – Ред.) и говорил: «Значит, так: вы режиссер? Вот я девочку с собой привел, ты ее сними. Понял? Вот тебе чемодан. Хватит?». А режиссер, который три года не работал, у которого семья, он говорит: «Да! Да!». Вот и все. Какой тут кинематограф, о чем тут говорить? Поэтому слава Богу, что хоть понемножечку-потихонечку сейчас что-то есть.

Вот, допустим, я – из театра. У меня есть свой дом, куда, если у меня не будет кино, я приду. У меня есть студенты, которым я преподаю, у меня есть отступное, так сказать. А молодежь, у которой ничего нет, которая снимается в этих сериалах: снялся – и все, и тебя забыли. Это же трагедия: в результате ничему не научился, а это кропотливый актерский труд. Молодые, они очень зависимые, очень быстро теряют форму. Девочки в 22 года думают о том как похудеть, это же бред полный просто. Для них есть понятие «топ модель». Они не знают, что это та кое, но звучит хорошо, и, говорят платят хорошие гонорары…

И нет современной драматургии. Она отсутствует. За время демократии не вырос ни один театр, и ни один режиссер, и ни одна пьеса. Все, что было, – это все старое. Нету их. Я помню, Игорь Масленников сказал замечательную вещь однажды в Союзе кинематографистов: «Раньше был худсовет. Меня ругали, критиковали: это надо вырезать, заменить… Я иду и думаю: черт их возьми. Прихожу домой, утром просыпаюсь: а ведь и вправду несколько моментов было действительно интересных, правильно направили. А сейчас этого нет, что хочу – то и делаю». И, конечно, элементы вкуса очень подводят. И вот результат… Нет пьес. Если бы вы видели, какие пьесы приносят: проблемы наркомании, 12-летней беременности или как вывести 14-летнего мальчика из запоя. Что это?! Что это?! Это бред! Искусство должно воспитывать людей, особенно молодежь.

Было замечательное выступление Владимира Немировича-Данченко на съезде молодых драматургов. Он сказал: «Друзья, вот я вам даю сюжет: молодой человек не был некоторое время в гостях у девушки, которая ему нравится. Он к ней приезжает и узнает, что она увлечена другим человеком. Он это узнает и уезжает». Весь зал сказал: невозможно написать эту пьесу, невозможно. Он говорит: «Грибоедов «Горе от ума».

Поэтому, к сожалению, эта демократия, которую мы как будто бы завоевали, на самом деле пока ничего не дала. Я о других сферах не имею права говорить, но об искусстве скажу честно: она не дала ни одного режиссера, ни одного драматурга, а от этого и качество актеров иное.

Записала ЛИДИЯ ПЕХТЕРЕВА