Не знаю, читал ли Остап Бендер сказку о Буратино, но действовал он по методу этой сладкой парочки: лисы Алисы и кота Базилио. Те, правда, соблазняли деревянного человечка быстрым обогащением, а Бендер васюковцев – грядущей славой, но только цель в обоих случаях была одна – нажива.

Чем, собственно, так озаботился галерист Гельман? Его печалит бедный имидж Ульяновска? Ни на секунду не поверю, как и в то, что насаждаемое им «актуальное» искусство нужно и полезно людям. Настоящее искусство всегда гуманистично, а какого «троянского коня» они завезли в Ульяновск на «Культурную столицу» (так и попахивает Васюками) в 2001 году? На втором этаже выставочного зала Союза художников красовалась разухабистая мазня из галереи самого Гельмана. Вот уж ничего, что бы тронуло душу. А к потолку первого этажа были подвешены (на бечевках разной длины) булыжники разных калибров. Они, как стоячие рыбы, заполняли пространство, и, бродя среди них, полагалось воспарить духом и познать непознаваемое. А не воспарил -терзайся до конца дней своей неполноценностью! «Платье голого короля», да и только!

В галерее современного искусства (на улице Льва Толстого) было не легче. Вот вам живопись слонихи Рене из штата Огайо – заграница как никак! Учитесь! Куда там вашему Пластову до такой свободы творчества! Вот не запомнил, хоботом или хвостом она мазюкала… Но не зря же Гельман изрек в Перми, что высшее художественное образование якобы ни к чему – достаточно преподавать в четвертых классах рисование (из статьи в «Литературной газете». – Л.Н.).

А еще в галерее был установлен экран, на котором в режиме «нон-стоп» два идиота в замедленном темпе якобы отпиливали свои руки, ноги и явно ненужные им головы. Все это были прививки нам, провинциалам, «высокой культуры» нового времени, а на самом деле – вульгарная атака на присущий русской культуре целомудренный гуманизм (за что они получили, полагаю, вполне ощутимые суммы). И уж лучше бы не ссылался господин Гельман на пример облагодетельствованной его идеями Перми. Несколько месяцев назад «Литературная газета» (№52, 2009 г.) в большой, на всю страницу, статье «Пермьформанс» поведала о методах внедрения Гельмана и дружном отпоре пермской интеллигенции. Приводятся слова редактора Пермского книжного издательства о команде Гельмана: «Это люди, осуществляющие рейдерский захват территории культуры Пермского края». Рассказывается о том, что пермское землячество в Москве чересчур опрометчиво отвалило ему премию в десять тысяч долларов «за вклад в развитие культуры Пермского края». «А что касается «развития», то оно (по мнению автора статьи. – Л.Н.) состоялось с точностью до наоборот». Там по идее Гельмана Речной вокзал реконструируют под Музей современного искусства (вот уж где слонихе из Огайо можно будет выделить отдельный зал!). Идея была как бы коммерческая, а не бюджетная, но все легло на бюджет края: 165 миллионов уже выделено, и по 90 миллионов в год уйдет на содержание…

Ну, наш Мемориал покруче какого-то вокзала – тут есть где раскрутиться! А чтобы зацепиться – что в голову придет: ну, музей кино! А почему не театра, не автомобиля, не Волги, не литературы (список может быть длинным, и любой из вариантов будет ближе Ульяновску, чем кино – живем пока что не в Голливуде)?

А если бы даже и загорелся острый вопрос об излишке экспозиционных площадей Мемориала – то не лучше ли отдать их яркой и интереснейшей истории Симбирского края и блестящей когорте знаменитых симбирян? Но откуда пришлому человеку знать и любить все это? Хотя это первое, что приходит в голову тому, кто знает, в какое мизерное пространство втиснута экспозиция Краеведческого музея и сколь огромное количество бесценных экспонатов прозябает в мокром подвале. Нет, подавай нам музей кино! С какой это головной боли? Вскружить голову доверчивому человеку (даже если это губернатор) поднаторевший в этом сумеет, нет сомнения. Но надеюсь, что ульяновцы (я, к примеру, родился здесь семьдесят лет назад) дадут дружный отпор этой с потолка взятой беспочвенной идее.

Лев НЕЦВЕТАЕВ, почетный архитектор России, лауреат Золотой пушкинской медали творческих союзов России.