Персональная выставка художника-микроминиатюриста, члена Союза художников России, обладателя сертификата Книги рекордов Гиннесса, профессора Российской Академии наук Анатолия Коненко открылась в минувшую среду в Ульяновске. Шедевры мастера, а это почти 200 экспонатов – кузнечик, играющий на скрипке, подкованная блоха (каждая подковка – 0,05 мм), караван верблюдов, проходящих через игольное ушко, Эйфелева башня на усике комара, миниатюрные книги и копии известных картин, выполненные на пластинах из слоновой кости, зоопарк на крыле стрекозы и многое другое выставлены в фойе Мемцентра.

Тут и графика, и скульптура, и резьба по дереву и кости. Коненко разработал собственную технологию письма на рисовых и маковых зернышках, на человеческом волосе. А еще пишет научные статьи, книгу о микроискусстве. В Омске окончил педагогический институт, отделение художников-графиков, за плечами у Коненко институт изобретателей-патентоведов и, по его словам, разные колледжи.

Начинал 30 лет назад. Миниатюры показывал у себя в Омске, выставлял в музеях. Со временем подготовил целую экспозицию. Первые работы Анатолия Коненко хранятся в Музее Достоевского, его портрет в вишневой косточке, на рисовом зернышке и скрипка.

– В Омске есть постоянно действующая экспозиция, есть они в некоторых странах. А сколько моих работ у коллекционеров, – говорит Анатолий.

– Как вы работаете?

– Никто не приходит и не смотрит. Вам интересно будет сидеть и смотреть, как я одну вещь буду делать несколько месяцев? Но, конечно, если интересно, могу показать, как выполнить надпись на рисовом зернышке. Это несколько минут займет.

– Все ваши инструменты, наверное, необычные?

– Я их делаю сам для каждого конкретного случая. Если надо волос просверлить, сделаю сверло. Пинцеты постоянно переделываю, они не должны магнитить.

Я дописываю книгу по технологии микроискусства. Поэтому другим не нужно будет тратить столько времени. Ну, например, чтобы подковать блоху, им потребуется месяц, от силы два. У меня на это ушло очень много времени. Ведь это не произведение искусства, не супердостижение. Это просто работа, как твоя визитная карточка.

– У вас двести микрокниг. Чем они вас привлекают?

– О том, что вообще в мире есть миниатюрные книги, я узнал в 1994 году. Решил сам попробовать сделать самую маленькую книгу. На это ушло полтора года. Ее размер – меньше одного миллиметра. Меньше моей книги так никто и не сделал.

– В интернете я прочитала, что вы делали микроинструменты для известного офтальмолога Святослава Федорова.

– Мы с ним встречались. Я даже портрет его нарисовал на хрусталике глаза, в знак дружбы.

– Вы все время с микроскопом работаете. Глаза не болят?

– Многие думают, что если в микроскоп все время смотришь, то зрение должно ухудшаться. Ничего подобного. Когда я работаю – я отдыхаю.

– Коллекционеры, наверное, за вами постоянно охотятся?

– Да, они постоянно звонят. Делают заказы. Все время я делаю для них новые работы.

– Вас не смущает, что ваши миниатюрные работы очень трудно разглядеть? Караван верблюдов, проходящих через игольное ушко. Может, там вообще ничего нет. Нужны микроскопы, специальное оборудование.

– Думаю, что в дальнейшем я найду оборудование, чтобы было лучше видно. Поставлю экран, по которому будет идти фильм с крупным изображением моих миниатюр.

– У вас не возникает желания сделать что-нибудь большое, масштабное?

– Если и масштабное, то только то, что связано с микро. Например, музей свой создать. А большую вещь… Я понимаю, что не смогу объять необъятное.

Беседовала Наталья ЖИДКИХ