В то время как в городе идет нешуточная борьба за каждый клочок земли, есть учреждения, у которых этой земли с избытком. Речь о школах, или, как их ныне называют, муниципальных образовательных учреждениях. И ничего, кроме головной боли, эта земля руководству школ не доставляет.

Почти все школы в городе строились в советские времена и, согласно генпланам и нормативам, получили земельные участки в гектар, а где и более. На этих площадях разместились вспомогательные зоны – внутренние дворы, спортивные площадки, участки озеленения, подъезды и подходы, клумбы и т. п. И все было бы замечательно, если бы площади школ с этими участками были закрыты для постороннего доступа, а сама школа имела финансовые и материальные ресурсы для обслуживания этих немалых площадей. В реальности же школьные стадионы вечерами превращаются в место сбора веселых компаний и молодежных групп, а гулять по неосвещенным прилегающим дорожкам мало кто рискует. Поутру дворники собирают по территории бутылки и прочий мусор. Одна ставка человека с метлой и лопатой – это все, что есть в распоряжении директора. Хорошо, если дворник непьющий и дисциплинированный, – территория большая, а зарплата на уровне прожиточного минимума. И директора школ не скрывают, что от части земли с удовольствием бы избавились.

– Сейчас даже практики в прежнем смысле нет, когда дети во время летних каникул пару недель трудились на пришкольном участке, – поделился в разговоре с нами один директор школы. -По законодательству мы имеем право привлекать ребенка к работам, не предусмотренным учебной программой, только с разрешения родителей. Согласитесь, в такую жару, какая стояла этим летом, никто не возьмет на себя такую ответственность…

Оказалось, что в этом нет и смысла. Ухаживать за цветами и деревьями -значит, почти ежедневно поливать их. А полив сегодня стал непозволительной роскошью. Школа – на счетчике и лимитах. В середине лета губернатор, к примеру, критиковал гимназию № 1 за то, что запущен школьный сад, выходящий на одну из центральных улиц. Сад этот, бывший когда-то образцовым, сегодня попал в жесточайшие тиски ограничений и экономии. Лето засушливое, нужен полив, а как его организовать, если на это требуются сотни тысяч рублей?

Хорошо, сад не в каждой школе. А такой большой, как в гимназии №1, -скорее исключение. Но возьмем некую среднюю школу со средней площадью клумб и цветника в десять соток. На квадратный метр летом надо примерно 20 литров воды. Итого – 20 кубометров в день. Умножаем на 25 дней, получается: около двух тысяч кубометров в месяц школе требуется только на полив цветов и зелени. Нет смысла умножать на три летних месяца – и без этого цифра выходит внушительная. И любой школьный бухгалтер костьми ляжет, а не позволит так транжирить дорогой ресурс.

– Это без расходов воды во время учебного года, – добавляет наш собеседник. – От 30 до 40 литров в день надо на одного ученика. Плюс столовая, в которой питаются 90 процентов школьников и учителей. Она потребляет основную часть лимитов на воду. Имейте в виду, что в стоимость бесплатных обедов не закладываются коммунальные услуги и обед в 30 рублей фактически стоит 50. В общем, дорого мы обходимся бюджету, и лимиты на водопотребление, которые нам спускаются Управлением образования, полива участков не предусматривают…

Что уж говорить про школьные бассейны. Будь они в каждой школе, бюджет Управления образования трещал бы по швам. А ведь научить ребенка плавать – разве не государственная задача? Однако и из тех немногих действующих в городе школьных бассейнов к 1 сентября не были открыты шесть. Причина – ремонт. В некоторых школах он затянулся. Но чем активнее используется бассейн, тем больше расходы на него. Что остается директору? Экономить любыми путями и невольно радоваться, когда бассейн простаивает. Такая вот подоплека учебного процесса. Переход в «автономку» ситуацию кардинально не изменит – режим тотальной экономии останется во главе угла.

Нынешняя школа стала айсбергом, на поверхности которого виден учебный процесс, а внутри протекает другая жизнь и действуют другие закономерности, основанные на нормативах, лимитах, жесткой экономии бюджетных средств и особенностях законодательства. Какие бы красивые слова ни звучали, пока школам приходится скорее выживать.

Игорь ЧЕРНЫШОВ