Появление фотоаппаратов-«мыльниц» и вездесущих салонов «Кодак» произвело революцию: фотографами стали почти все, потому что создать «фотку» может каждый – надо всего лишь нажать на кнопку, а остальное за тебя сделает техника. Появление цифровых «мыльниц» закрепило тенденцию: можно не думать об экономии пленки и снимать наудачу, «с запасом».

Раньше Россия была (и во многом остается) литературоцентричной страной: имелось ядро выдающихся литераторов, компетентная читающая публика и, как неизбежное зло, сопутствующая армия графоманов. Сегодня страна, похоже, становится видеоцентричной – есть отличные профессиональные фотографы, глянцевые издания, рекламные биллборды, компетентная часть публики ходит на фотовыставки и покупает специальные журналы, но торговлю двигает все же толпа графоманов от фотографии с «мыльницами» наперевес. Фотография – слепок вечности, сконцентрированной в одном мгновении, а кто из смертных не мечтает о бессмертии? Поэтому люди бесконечно «фоткают» друг друга под одной и той же елочкой, снимают цветочки, букашек и лунную дорожку на воде, документируя свое пребывание на Земле – где бы то ни было (снимки из честолюбивой серии «а вот я на фоне…»). И никто не станет их осуждать – до тех пор пока у них не возникает маниакального желания выставиться или опубликоваться. Потому что, как только возникает такое желание, работы приходится судить по иным меркам: нельзя же все время выставлять закаты-рассветы, случайные путевые заметки и домашних животных в качестве фотомоделей. Кто-то сказал, что талант – это умение находить необычное в обычном. Это в полной мере относится и к фотографии. Человек, имеющий задатки визуального мышления, рано или поздно это понимает и осознает необходимость «школы», хотя бы начального уровня, которая помогла бы развить эту способность и превратить ее в навык. Если нет возможности получить системное образование в сфере визуальных искусств, то поможет общение в профессиональной среде, участие в коллективных выставках и мастер-классы, наподобие того, что состоялся в начале сентября в Ульяновске на базе музея «Симбирская фотография». Мастерами были немецкие фотографы-репортеры, сотрудницы известного фотоагентства Ostkreuz («Восточный крест») Линн Шредер и Анне Шёнхартинг, а классом – тринадцать ульяновцев в возрасте от 14 лет до 40 с лишним. Среди них – как начинающие, так и вполне состоявшиеся фотографы. Удивительно, что «педагоги» относились с одинаковым вниманием и к тем, кто делает свои первые шаги в фотографии, и к тем, кто уже выработал индивидуальный творческий почерк.

На первом этапе Линн и Анне отсматривали принесенные работы, пытаясь выявить сильные стороны «студентов», понять, к чему они тяготеют. Например, у одиннадцатиклассницы из Мариинской гимназии Дарьи Дзятко они выявили склонность к фэшн-съемке (модной фотографии), и в дальнейшем эту догадку девушка полностью подтвердила. Каждый из студентов мастер-класса получил оперативное задание: за день-два отснять проект с тем расчетом, чтобы затем представить серию снимков для выставки по итогам мастерской. Дальше началась длительная кропотливая работа: просмотр отснятого материала, рейтингование снимков, окончательный отбор серии. В процессе редактирования становилось ясно, почему мастера отбирают тот или иной снимок, хотя многих этот выбор поначалу удивлял. Серия фотографий должна рассказывать историю, говорили Линн и Анне, в репортаже должна быть общая линия, объединяющая снимки, помещающая их в контекст. Например, если репортаж посвящен одному вечеру в баре, то в серии, скорее всего, должен быть снимок здания снаружи. При этом ведущие никогда не осуществляли редакторскую диктатуру, а все время спрашивали «ученика»: «Тебе самому что больше нравится? Ты настаиваешь, чтобы этот снимок остался в серии?».

Засиживались в музее до 10-11 часов ночи. Вместе со всеми допоздна оставались переводчицы с немецкого Татьяна и Елена. Впрочем, мастер-класс регулярно перескакивал на английский, потому как большинство участников английским языком в разной степени владеют (неужели мы дожили до такого времени?). Кроме отбора и редактирования снимков находили время, чтобы посмотреть документальные фильмы о творчестве всемирно известных фотографов: Анни Лейбовиц, Анри Картье-Брессона, Хельмута Ньютона, Мартина Парра. Кроме того, Линн и Анне показали и свои опубликованные проекты. Смотреть как можно больше состоявшихся работ, «насматривать» глаз, разбираться, почему фотография «работает», – это тоже часть профессионального тренинга.

«Фотография – это ваш счастливый билет, – говорила Анне Шёнхартинг, – это приглашение в неизведанный мир, который вы можете для себя открыть благодаря тому, что вы фотограф». Но, как оказывается, нелегко подойти к незнакомому человеку и попросить его побыть твоей моделью. Приходится «заставлять» себя общаться, если нет навыка. К счастью, простые люди соглашались помочь начинающим фотографам и позировали как умели. «Люди подходили, спрашивали, что я здесь делаю, – говорит девятиклассник 11-й школы Ярослав Бычков. – Я сначала терялся, потом привык, в конце концов мне понравилось общаться с обычными людьми».

Еще труднее снимать там, где много людей, которые чем-то заняты, и при этом оставаться для них незаметным. Это удалось Андрею Бочкареву, который, к полному восторгу «педагогов», принес отличную репортажную серию снимков, сделанных на станции переливания крови. Получился лаконичный, емкий, эмоционально напряженный рассказ о людях, сдающих кровь, и о людях, эту кровь берущих. Вот доноры ранним зябким утром греются в микроавтобусе. Дальше – узкий коридор, заполненный людьми, которые ждут своей очереди на сдачу крови. Вот медсестра вводит в вену катетер; рука донора, смоченная спиртом, жутковато блестит. Вот молодой человек, которому возвращают его эритроциты после отделения плазмы, поглядывает на пластиковую емкость – много ли осталось. А этой женщине стало дурно, ее уложили на кушетку… По роду деятельности Андрей снимает в основном свадьбы, теперь, по его словам, у него появился вкус к городскому репортажу.

Великолепную репортажную серию под названием «Общежитие» сделал свободный фотограф Михаил Сафиуллин. Он зашел в общагу по соседству со своим домом, познакомился с ее жителями, чего раньше не делал. Получился глубокий неторопливый рассказ о совершенно обыденных, казалось бы, вещах: мать-одиночка с дочерью, дети, бегущие по длинному общежитскому коридору, общая кухня с сохнущим бельем, молодые люди, погруженные в свое одиночество…

Дарья Дзятко в качестве моделей привлекла своих друзей. Получилась серия, в которой молодые люди демонстрируют не только стиль одежды, но и свою индивидуальность, причем – в отношениях: там есть игра, провокация, стёб, нежность, отрешенность… Дарья быстро ухватила мысль, которую пытались донести ведущие мастерской: что через фотографию можно и должно показать человеческую душу, что в портрете важно не только само лицо, но и детали окружающей обстановки. «Я поняла, что красота – это не то, что видно сразу, она порой проявляется неожиданно, как результат съемки, -говорит другая участница мастерской, менеджер Юлия Дрянцова. -Если речь идет о людях, то красота -это искренность». Сами ведущие удивлялись, насколько быстро – от съемки к съемке – прогрессировали их ученики. «Мы гордимся вами», -сказала при прощании Линн Шредер.

И мастер-класс, и выставка состоялись благодаря поддержке немецкого Института Гёте. Отобранные работы – их около ста – образовали выставку, которую сегодня можно увидеть в выставочном зале Музея-заповедника им. Ленина (ул. Льва Толстого, 63). Вот состав участников выставки: Ольга Рощупкина, Андрей Бочкарев, Валерий Гудошник, Ярослав Бычков, Оксана Беда, Кирилл Маринков, Дарья Баканова, Юлия Дрянцова, Екатерина Кильянова, Ярослава Евдокимова, Михаил Сафиуллин, Елизавета Василькова, Дарья Дзятко.

А на соседней улице, в музее «Симбирская фотография», работает другая выставка фотографии – «Виды Германии: восемь точек зрения». Она составлена из произведений восьми немецких фотографов из агентства Ostkreuz, среди них есть работы Линн Шредер и Анне Шёнхартинг.

Сергей ГОГИН