19 сентября лесоводы области отметили свой профессиональный праздник – “День работника леса”. Он посвящен людям, которые работают на благо зеленых ресурсов страны. Накануне события беседуем с министром лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, кандидатом сельскохозяйственных наук, доцентом кафедры лесного хозяйства Ульяновского Государственного университета Вячеславом Александровичем Кубликом.

– Минувшим летом, во время лесных пожаров, охвативших страну, пресса писала, что в регионах к пожарам оказались не готовы. Как справилась с ситуацией наша область?

– К Ульяновской области это не относится. Наши лесоводы боролись и борются с лесными пожарами днем и ночью, не жалея ни сил ни средств. Одно дело локализовать пожар в дневное время, другое время охранять и завершать тушение его в темный период суток. Нашим сотрудникам приходилось нести круглосуточное боевое дежурство. Не было ни одного случая, чтобы от лесных пожаров пострадали люди или населенные пункты.

– Почему сегодня молодые ребята вообще идут в лесники? Неужели, романтика?..

– Профессия у нас, безусловно, специфичная. Лес – это живой организм. Управлять им надо, присматриваясь к его законам, которые нужно использовать только на благо самого леса. Только так можно достигнуть успеха в нашей работе. Лес – сырье воспроизводимое, поэтому при научном подходе люди могут пользоваться им практически вечно. Именно поэтому в перестроечные времена мы открыли подготовку специалистов лесного хозяйства в нашем УлГУ, и это направление пользуется большой популярностью среди молодых людей. По сути дела, мы решили вопрос кадрового обеспечения нашей отрасли по области.

– То есть, и в наше время находятся желающие постоянно находиться в лесу?

– Это несколько устаревшее представление, хотя и такие кордоны у нас сохранились. Ведь общение с природой – это призвание. Мое личное наблюдение состоит в том, что те, кто работают в лесу – добрые, отзывчивые люди, которые всегда откликнутся и придут на помощь. Люди широкой души. То есть, насколько красива окружающая среда – такие же и люди…

– Мы все в душе немного язычники…

– Еще наш земляк Владимир Ленин после революции говорил, что лесных специалистов нельзя заменить другими без ущерба для государства и для леса в целом. И это абсолютно правильно. Знание видовой структуры насаждений, их возраста, географического расположения тех или иных участков позволяют правильно сориентироваться на территории, управлять тушением крупных лесных пожаров. Наши специалисты в своей профессии – зубры. Это благодаря их доблести (а в отрасли насчитывается около 10 тысяч работников) при тушении удалось не прибегать к вертолетам и другой тяжелой технике. Многие говорили, что региону просто повезло, но данные-то показывают, что именно Ульяновская область оказалась в самом центре антициклона и высоких температур…

– Вот вы вспомнили Ленина. А мне на ум тут же пришли плакаты советского времени: «Лес – народное достояние, берегите его». Насколько это осталось верным сегодня?

– Действующий Лесной кодекс предусматривает аренду участков лесного фонда на срок до 49 лет. Идеологи этого закона, видимо, полагали, что именно аренда даст толчок развитию лесной промышленности. У нас в области тоже есть свои арендаторы. Должен сразу сказать, что в нашем регионе большинство территорий взяли в аренду те же самые лесхозы, которые работали на них в советское или постсоветское время, или их работники, и это очень хорошо. Думаю, что в нынешнем Лесном кодексе есть пункты, требующие уточнений. Не мы первые в этом мире, кто идет по рыночным тропам. Поэтому уже сегодня просматривается вопрос о том, что нужно поправить. Как защитить права тех людей, которые не имеют возможности взять участок в аренду. Особенно в культурно-оздоровительных, рекреационных целях. Нам не надо повторять ошибки Германии и Франции 60-х годов, когда там все раскупили и арендовали частники. У нас-то частной собственности практически нет. Теме не менее, мы должны подумать о том, чтобы впоследствии государству не пришлось выкупать лесные участки у арендаторов, как это уже было в Европе. Нужно уже сегодня предусмотреть сохранение свободного доступа граждан к природным ресурсам. Чтобы никогда не было так: человек пришел в лес отдохнуть, а там забор…

– А как вы сами пришли в свою профессию?

– Я родился в степной зоне. Заметил: там, где леса мало, им больше дорожат, используют древесину более экономно. А в России 72 процентов территории – лес… Дело было так. Я работал на заводе. Как-то зашел в лесной институт в Воронеже, и… остался в профессии на много лет. Не жалею о своем выборе. Работаю уже с 1976 года.

– Как человек связанный с природой, чем увлекаетесь? Охотой, к примеру…

– Нет. В молодом возрасте еще как-то пытался заниматься охотой, но по мере взросления понял – не нужно это. Не мое. Другое дело, понаблюдать за животными в природе: как они живут, как питаются, какие там взаимоотношения. Возьмите ту же Самару, Саратов, Казань, Чувашию. Лесных насаждений, водных пространств, грибов и ягод там меньше. Они все едут отдыхать к нам, покупают здесь дома. Ульяновская область – это вообще такой заповедный уголок. Спасибо предыдущим поколениям лесоводов – они сумели сохранить лесное богатство региона и передать его нам.

– Что вы пожелали своим коллегам в день профессионального праздника?

– Всем, кто связал свою жизнь с лесом, огромная благодарность. Сейчас вот испытываем осторожный оптимизм по поводу того, что у нас будет новая структура, которая в целом по стране по настоящему займется охраной нашего главного богатства. Виновникам торжества желаю здоровья, счастья и самое главное – терпения, потому что в нашем кропотливом труде это самое главное.

Александр РУСИНОВ