Месяц назад в Ульяновске прошла сессия Международной ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ). Десятки высокопоставленных чиновников из российских городов во главе с мэром Москвы Юрием Лужковым сидели за «круглыми столами», посещали ульяновские предприятия, катались на теплоходах. Очевидно, что прием таких делегаций, как и членство во всевозможных союзах и ассоциациях, обходится городу в копеечку.

Восемнадцатая по счету сессия МАГ привела в Ульяновск внушительную делегацию – около 120 человек из 50 городов России и СНГ. Самому визиту предшествовала напряженная работа в течение нескольких месяцев многих людей – от высокопоставленных ульяновских чиновников до дворников, приводивших улицы в порядок.

Ассамблея, созданная с целью «организации совместных действий, способствующих социально-экономическому развитию городов», появилась в сентябре 1998 года. В то время всевозможные союзы и ассоциации, объединяющие города по самым разным признакам – от количества жителей и их национального состава до типа земель, – появлялись один за другим. Большинство объединений в качестве официальной декларировало цель развивать систему местного самоуправления. Заманивая же к себе глав городов, союзы сулили им возможность лоббировать через них свои интересы. Увлеклось тогда общей модой на членство и руководство Ульяновска, вступив в ряды МАГ 27 ноября 2002 года. Позже стало ясно, что отстаивать свои интересы городам-членам не так-то просто, а само нахождение в списке МАГ носит чисто имиджевый характер, не принося при этом никакой практической пользы.

Осознав это, целый ряд российских городов – к примеру, Брянск, Тула, Смоленск и т.д., – столкнувшись в кризис с бюджетным дефицитом, поспешили выйти из всевозможных муниципальных союзов и объединений. Дело в том, что в серьезные потери для бюджета выливается не только делегирование участников на всевозможные пленумы и прием членов объединений у себя, но и оплата обязательных ежегодных членских взносов.

С целью узнать, какие расходы несет бюджет Ульяновска на членство в МАГ, «СК» направил официальный запрос в пресс-службу мэрии. В ответном письме говорится, что участие Ульяновска в Ассамблее «осуществляется на общественных началах без привлечения средств из городского бюджета». Учитывая то, что сопоставимый с Ульяновском город Брянск ежегодно перечисляет в МАГ по 170 тысяч рублей, можно предположить, что наш город членствует в Ассоциации на каких-то особых, льготных, условиях. Что, впрочем, вряд ли.

Уклончиво в мэрии ответили и на вопрос о количестве направленных из городского бюджета средств на организацию и проведение сессии МАГ. «Проведение сессии МАГ в городе Ульяновске осуществлялось за счет средств организаций, принимающих членов делегаций». Получается, совершали прогулки на теплоходах, ездили на автобусах и автомобилях, в конце концов, ели 120 человек совершенно бесплатно?

Впрочем, назвать точно, сколько денег тратит Ульяновск на членство в МАГ, скорее всего, не сможет никто. В бюджете города эти расходы «спрятаны» в общем разделе «Другие общегосударственные вопросы» с суммой на 2010 год 246 миллионов рублей. Из этих средств, видимо, оплачиваются членские взносы не только в МАГ, но и в ЕврАзЭС, Ассоциацию городов Поволжья, Союз российских городов – во все эти объединения также входит Ульяновск. Средства требуются также на прием делегаций или визиты в города-побратимы. У Ульяновска их, напомним, четыре: немецкий Крефельд, американские Мейкон и Оклахома-Сити, а также китайский Шэньчжэнь.

Дмитрий МИНАЕВ