Похоже, борьба за пост губернатора Ульяновской области началась. Не предвыборная борьба, поскольку выборы губернаторов были отменены в 2004 году, а борьба за влияние на людей, которые будут рекомендовать президенту РФ кандидатуры главы региона для дальнейшего утверждения их Заксобранием. С одной стороны, народ здесь давно ни при чем, с другой стороны, есть такая штука, как общественное мнение, которое поддерживает или не поддерживает конкретного кандидата. И есть еще так называемый мониторинг социально-политической обстановки, который осуществляют уполномоченные «кремлевские гномы». Часть мониторинга – это чтение СМИ и интернет-сайтов. Вот почему накануне важных событий появляются сайты с громкими названиями, но без указания местонахождения редакции, телефонов для обратной связи и даже адресов электронной почты. Единственное назначение таких «черных» сайтов – испортить воздух и умереть, когда закончится отпущенный на них «черный» бюджет.

Недавно на одном из таких сайтов появилось леденящее душу сообщение о массовом падеже скота на мегаферме «Октябрьская» в Чердаклинском районе вследствие эпидемии туберкулеза, от которого коровы дохнут сотнями. Трупы животных якобы выбрасывают тут же, недалеко от поселка Октябрьский. «Куда предприимчивые инвесторы везут зараженное туберкулезом молоко?» – восклицает анонимный автор публикации.

Такие публикации вполне способны вызвать панику среди населения, тем более что из репортажей местных телеканалов ясно, что довольно обширная несанкционированная свалка с останками домашних животных действительно существует в 2,5 км от поселка. Там обнаружены головы телят, кости, трупы собак, коровьи туша в бетонном колодце. Разумеется, все это грубо нарушает правила утилизации биологических отходов. Как такое стало возможно – это вопрос к поселковой администрации, управлению Россельхознадзора, прокуратуре. Ведь наличие такой свалки явно не было для них новостью. Насколько известно, прокуратура уже начала проверку. Глава же местной администрации Андрей Войнатовский утверждает, что под покровом ночи привезти и свалить останки забитых животных мог кто угодно.

Как сказал в четверг заместитель министра сельского хозяйства Ульяновской области Александр Чепухин, несанкционированная свалка не имеет отношения к мегаферме «Октябрьская»: у мегафермы есть специальные скотомогильники, поэтому у нее нет интереса сваливать трупы животных неподалеку от собственного же комплекса. Как предположил главный ветеринарный врач Чердаклинского района Сергей Шоболев, свалка может представлять собой отходы переработки скота, вывезенные из некоего колбасного цеха. Этих нарушителей еще предстоит найти.

Что касается туберкулеза, то на этот счет есть официальное разъяснение областного департамента ветеринарии. Как сообщила глава департамента Нина Пелевина, по ветеринарным правилам весь крупный рогатый скот дважды в год, весной и летом, проверяется на туберкулез. Весной 36 коров на мегаферме «Октябрьская» дали положительную реакцию на туберкулин. Хотя это не означает, что животные были в тот момент уже больны, тем не менее они были обречены на так называемый контрольный забой для экспертизы. Туберкулиновые пробы продолжали делать, выявляли положительно реагирующих животных. Всего, по данным регионального Управления Роспотребнадзора, было забито 152 коровы, они отправлены в переработку (действующие правила позволяют при соответствующей термической обработке использовать мясо таких животных для производства консервов).

В августе экспертиза подтвердила наличие генома туберкулеза в одной пробе, и с 7 сентября на ферме был объявлен карантин. Это означает, что до конца карантина все производимое на мегаферме молоко будет подвергаться стерилизации при повышенной температуре. Поскольку в Ульяновской области такого промышленного стерилизатора нет, все молоко, по информации Александра Чепухина, продается в Башкирию, хотя хозяину фермы, казанской фирме ОАО «Красный Восток – Агро», это и невыгодно: транспортные издержки растут. В информации департамента ветеринарии особо подчеркивается, что «благодаря жесткому контролю госветслужбы и ответственности руководства хозяйства молоко от положительно реагирующих коров не поступало на молокоперерабатывающие предприятия и в реализацию».

Остается вопрос: кому выгодно сеять панику? Мегаферма «Октябрьская» была одним из приоритетных инвестиционнных проектов, поддержанных региональным правительством и получивших широкую рекламу. Государственных инвестиций там нет, хозяин комплекса – частный инвестор. Сейчас на «Октябрьской» содержится около 4000 голов скота, но мощности фермы позволяют это количество удвоить. В анонимной статье на упомянутом сайте говорится, что это Сергей Морозов объявил мегаферму приоритетным проектом, и вот что из этого вышло: смерть, разруха, опустошение, туберкулез, коровьи трупы. Стоит пробежать глазами другие публикации на этом сайте, чтобы понять, что он сугубо «антиморозовский». То есть в Ульяновской области у Морозова, скорее всего, есть скрытый конкурент с губернаторскими амбициями. Поскольку в условиях монополии «Единой России» цивилизованной политической жизни в стране нет, претендентом на пост губернатора Ульяновской области вряд ли может быть представитель КПРФ, «Справедливой России» или тем более ЛДПР. Значит, этот латентный конкурент – однопартиец Сергея Морозова, состоит с ним в одной региональной организации и вряд ли является там мелкой сошкой, а, напротив, входит в руководящую верхушку. Если, конечно, не предположить, что Морозова «заказал» кто-то со стороны. В репортаже ГТРК «Волга» коровы на мегаферме «Октябрьская» убедительно жуют свое сено и выглядят совершенно ухоженными. И содержатся в закрытых помещениях, а не в продуваемых ветрами пеналах, как следует из публикации на сайте. Вывод: для региональной власти ситуация с фермой должна послужить уроком. Потому что на каждый пиар-проект вроде «Роди патриота» найдется «фашист с гранатой», то есть черный политтехнолог, который парой-тройкой публикаций способен подпортить имидж руководителя, особенно если он держится не на реальных достижениях, а на протоколах о намерениях и на рапортах о том, что планируется сделать в неопределенном будущем. Урок же заключается в следующем: как только на мегаферме был объявлен карантин, представители ветеринарной службы и фирмы-инвестора должны были идти к журналистам и говорить: так и так, найден бычий туберкулез, он опасен тем-то и тем-то, но мы приняли вот такие-то меры, а сырое молоко все равно кипятите. Открытость власти для населения – лучшая профилактика черных политтехнологий. И даже бычьего туберкулеза, который в любом случае – вещь неприятная.

Сергей ГОГИН