В Ульяновске завершились четырехдневные гастроли Государственного академического Малого театра. Театр показал ульяновцам две свои работы: комедию Скриба и Легуве «Тайны Мадридского двора» и комедию Островского «На всякого мудреца довольно простоты», обе в постановке Владимира Бейлиса. Если на «Тайнах…» места в зрительном зале еще были, то на спектакль по Островскому с трудом попали даже студенты-ктеры, которым пришлось стоять на галерке. Дело в том, что в этом спектакле заняты ведущие актеры театра, известные также по многочисленным ролям в кино: Элина Быстрицкая, Александр Потапов, Борис Клюев, Ирина Муравьева и многие другие «народные» и «заслуженные» настоящий актерский звездопад.
Почему именно эти два спектакля привезли москвичи? Ведь Малому театру было из чего выбирать, его репертуарная афиша неимоверно длинна – 34 спектакля! Народный артист СССР, художественный руководитель театра Юрий Соломин на встрече с журналистами сказал, что были выбраны довольно большие спектакли, которые «требуют внимания» (и которые, очевидно, в силу этого дают представление о том, что из себя представляет Малый театр). «Тайны Мадридского двора» худрук назвал блестящей комедией, которая уже 13 лет с успехом идет в Москве: «Когда вы еще в Ульяновске это увидите?».
Кроме того, выбор спектаклей определил еще и такой прагматический аспект, как количество занятых актеров. На гастролях их должно быть не слишком много, чтобы поездка не вышла слишком дорогой.
В «Горе от ума» Малого театра, например, занято 50 человек, поэтому в Ульяновск привезли «что полегче».
Но полегче не значит похуже.
Если, по отзывам зрителей, «Тайны…» – это вполне рядовой спектакль (впрочем, с великолепной сценографией Э.Стенберга), то в «Мудреце…» ставка на звездный состав оправдывается полностью. В этом смысле спектакль получился фееричным. Впрочем, ставка на актерскую игру, на классическую театральную школу всегда отличала Малый театр, он стоял, стоит и, очевидно, будет стоять на плечах классиков, ибо такова его традиция и таков «фирменный стиль». В репертуаре Малого по определению не найдешь абсурдистских пьес или так называемой «новой драмы» только классика или историческая драма. Совершенно невозможно также представить среди постановщиков Малого театра современных «модерновых» режиссеров типа Нины Чусовой или Кирилла Серебренникова. С другой стороны, хорошо, что есть театр, про который заранее известно: если идешь на Шекспира, то увидишь Шекспира, а не пародию на него, и можешь быть уверенным, что Ромео не будет изображать на сцене акт мочеиспускания (как в одном из спектаклей московского театра им. Пушкина).
«Актерский» театр подразумевает, что в постановках не будет особых режиссерских «наворотов» и мудреных концепций. Конечно, классика всегда открыта для новых смыслов и интерпретаций. С другой стороны, классический репертуар подразумевает бережное отношение к материалу. Того же Островского «интерпретировать» – только портить (хотя есть интересные исключения, например, «Гроза» в постановке Нины Чусовой в «Современнике»). У Островского все, что нужно, написано в пьесе, его, как хорошую партитуру, остается только хорошо сыграть, говорят опытные актеры. Этим и блеснул в Ульяновске Малый театр.
По словам Юрия Соломина, он любит все пьесы Островского, а их около пяти десятков. Этот автор продолжает возглавлять хит-парад самых популярных драматургов современной сцены. Полтора века люди ходили на Островского и продолжают ходить. По мнению артиста, дело не только в современном звучании произведений драматурга, но и в том, что они написаны прекрасным русским языком. Соломин в подтверждение своей мысли рассказал о том, как подружился с послом Бангладеш в России и с его супругой: тем рекомендовали ходить в Малый театр, чтобы учить русский язык по Островскому, Чехову и Достоевскому. А поскольку театр хранит традицию и классической сценической речи, то выбор театра был вполне оправдан.
Малый театр невероятно ответственно отнесся к своим коротким ульяновским гастролям. За неделю до их начала сюда специально приезжали народные артисты РФ Вячеслав Езепов и Борис Клюев, чтобы встретиться с прессой и дать мастер-класс молодым актерам. Теперь вот – визит самого худрука. Впрочем, Юрий Соломин не уедет из Ульяновска с пустыми руками: вчера на автозаводе ему подарили автомобиль «УАЗ-Патриот». Возможно, это был запоздалый подарок ко дню рождения артиста, которому в июне исполнилось 75 лет.