С 1 октября объявлен очередной осенний призыв в Вооруженные Силы РФ. Служить в армию из Ульяновской области отправят почти четыре тысячи молодых людей в возрасте от 18 до 27 лет, что на тысячу человек больше по сравнению с весенним призывом 2010 года и призывами последних лет.
Это связано с сокращением числа контрактников.
Кроме того, с нынешней осенней кампании родителям призывников разрешили присутствовать на заседании призывной комиссии, солдаты получили право пользоваться сотовыми телефонами и интернетом. Прокуратура же станет контролировать выполнение закона на всех этапах призыва.
Подробнее обо всех нововведениях, о том, что останется по-прежнему, наш разговор с помощником военного комиссара Ульяновской области по работе с ветеранами полковником запаса Валерием Лаврухиным.
– Валерий Валентинович, в основном будущих воинов-ульяновцев куда направляют?
– Это география всей страны. От Калининградской области и до районов Дальнего Востока. 15-20 человек попадут в элитные войска – в Москву, в президентский полк. Туда призывают раз в год, осенью. Специальная отборочная комиссия уже провела с ребятами личные беседы. Теперь они проходят проверку.
Чтобы там служить, нужно соответствовать не только внешним и физическим данным. Призывник должен иметь хорошие знания, он и его близкие родственники не должны иметь судимости, а также не должно быть близких родственников, проживающих за границей.
– Служба в президентском полку после демобилизации дает какие-то льготы?
– Ну, во-первых, это престижно: Москва, Кремль. А если призывник попадет в роту почетного караула, то будет у всех на виду. Вовторых, после завершения службы ребята имеют льготные возможности поступить на работу в органы ФСО, МВД и прочее. Тем более, если они себя покажут хорошо во время службы. Есть такие же льготные условия для ребят, которые служат во внутренних войсках.
– Когда-то в армию брали с судимостью. А как сейчас, раз уж солдат не хватает?
– Как и в предыдущие годы, так и в этот призыв граждане, привлекавшиеся к уголовной ответственности, на военную службу направляться не будут.
– С отсрочками есть какие-то изменения?
– На протяжении уже пяти лет никаких изменений нет. Это было подтверждено и в недавнем интервью начальника генерального штаба.
– Были опасения, что с этого года до трех лет увеличится срок службы, ребят начнут призывать во время учебы?
– Эти опасения неоправданны. Изменения правил предоставления отсрочек от призыва не планируется. Но надо сказать о такой проблеме. Есть граждане, которые пытаются уклониться от военной службы. В настоящее время спрос с таких людей ужесточен. В прошлый призыв в России за уклонение от службы в армии было осуждено около ста человек.
В Ульяновской области возбуждены уголовные дела в отношении пятерых. Один был осужден, на одного готовится дело для передачи в суд. В общем-то процент уклонистов небольшой.
– Чем вы это объясняете?
– Прежде всего тем, что большинство призывников и их родителей добропорядочны и понимают значимость армейской службы. Этому способствуют и изменения в Законе «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которыми срок службы сокращен до одного года. Кроме того, сейчас отменяется экстерриториальный принцип комплектования войск. В данном случае около 15 процентов призывников направят на укомплектование воинских частей, расположенных в Ульяновской области.
– Значит, им повезет больше, чем тем, кто окажется по месту службы, например, на Дальнем Востоке?
– Я бы сказал, пятьдесят на пятьдесят. С одной стороны, хорошо, когда домой можно сходить в увольнение, когда любимая девушка рядом. С другой – психологически сложнее.
Тем, кто дальше от дома, в этом отношении проще, меньше соблазнов и расслабляющих факторов. Кстати, хочу отметить, что от призыва к призыву растет число граждан с высшим образованием. Раньше эта цифра составляла четыре-пять процентов, сейчас – 15 и даже выше. Это положительно влияет на психологический климат в воинском коллективе. Когда в подразделении есть более взрослый человек, да еще и не один, то порядка будет больше и служить будет легче.
– Есть еще какие-то «новинки»?
– Есть, и не одна. В этом году был проведен эксперимент в частях Московского, Дальневосточного и Сибирского военных округов.
Он получил поддержку и одобрение. В воинских частях, в гарнизонных домах офицеров оборудуются места для общения военнослужащих с родными по интернету. И еще, что очень важно, теперь всем солдатам разрешено иметь мобильные телефоны. Но пользоваться ими они смогут только в свободное от исполнения служебных обязанностей время.
Если солдат не на посту, не в поле на учениях, не на занятиях – он может позвонить родителям, любимой девушке.
И еще одно важное изменение: с нынешней осени родителям призывников разрешено присутствовать на заседании призывной комиссии, которая будет определять армейскую судьбу их сыновей. Там они смогут узнать, в какие войска и в какое место призывник поедет служить.
– Если число призывников возросло, следовательно, у военкоматов работы прибавится?
– Это обычная работа призывных комиссий. В недалеком прошлом с территории Ульяновской области призывников отправлялось в войска в несколько раз больше.
– А как у призывников со здоровьем?
Информация разная. Кто-то говорит, что много больных ребят, кто-то, наоборот, что беспокоиться не о чем.
– Особых проблем со здоровьем у призывников нет. Вместе с тем до 30 процентов призывников ежегодно получают временное освобождение от призыва по состоянию здоровья.
– В СМИ, когда заходит речь о работе призывных медицинских комиссий, часто употребляется термин – «некомпетенция врачей». Поясните.
– Врачи должны обладать опытом работы по медицинской экспертизе. В лечебных заведениях отдельных районов области не хватает квалифицированных специалистов. Поэтому туда региональным министерством здравоохранения откомандировываются врачи-специалисты. Совместные проверки работы призывных комиссий работниками прокуратуры РФ по Ульяновской области и военной прокуратуры Ульяновского гарнизона по итогам весеннего призыва выявили отдельные недостатки в работе призывных комиссий. Выявленные недостатки не влекут за собой уголовной ответственности. Вместе с тем должностные лица призывных комиссий, допустившие эти нарушения, привлечены к дисциплинарной ответственности.
– То есть ваша работа – всегда под контролем?
– Военная прокуратура подвергает тщательной проверке работу призывных комиссий, призывные и сборный пункты. Теперь военная прокуратура станет контролировать выполнение закона от первого и до последнего дня призыва. Проверке подвергнутся не только сборный пункт Ульяновской области, но и эшелоны с новобранцами, а также воинские части, в которые направят служить ребят. Сопровождать призывников разрешено также и их родителям, если у них будет желание и есть для этого возможности.
– Увеличение числа призывников связано с нехваткой контрактников. Значит ли это, что служба по контракту себя не оправдала?
– Нет. Просто наше общество оказалось не готово к условиям, которые необходимо создать для военнослужащих по контракту. Дело в том, что военнослужащий по контракту обходится намного дороже, чем призывник. Это выражается не только в денежном довольствии, так как контрактнику нужно больше платить. Но ему надо еще где-то жить, проводить свободное время. А если у него семья?
Тогда нужны квартира, торговое и медицинское обеспечение, школа или детский сад и так далее. А если учесть, что большинство воинских частей расположены далеко от областных центров и экономически развитых районов, то создать хорошие условия очень непросто.
Беседовала Наталья ЖИДКИХ, фото автора.
Военная прокуратура Ульяновского гарнизона: 432011, Ульяновск, ул.Бебеля,12, а/я 9913. Тел.: 41-04-19, 41-47-34.
Сборный пункт Ульяновской области: 432023, Ульяновск, ул. Вольная,1.
Тел. 35-60-02.
Совет родителей военнослужащих и членов их семей: 432021, Ульяновск, ул.Советская, 17, каб.53. Тел. 44-30-11 (с 14.00 до 16.00, вт., чт.)