Ульяновские чиновники в очередной раз отчитались о ситуации на региональном рынке труда. Дело в том, что перед ними стояла задача к 1 октября снизить уровень регистрируемой безработицы до 1,5 процентов. Говорят, что задача, поставленная губернатором (ну а кем же еще?) реализована успешно. Впрочем, судите сами.

Итак, в среднем по области сегодня 1,48 процентов зарегистрированных безработных (реальное количество, конечно, значительнее). Был бы показатель лучше и круглее, да муниципальные образования подводят. В пяти районах области количество учтенных на бирже больше (ай, ай, нехорошо!). Хотя чиновники утверждают, что ситуация в области «управляемая».

Как же боролись с безработицей? Прежде всего, предлагали безработным открывать собственное дело – за счет средств федерального бюджета. Говорят, удовлетворили все 100 процентов желающих получить подъемные. Создавая собственное дело, вы могли получить деньги и на создание новых рабочих мест для таких же безработных, как вы. Столько же за каждое место, сколько и за самого себя. Вот только какой бизнес нынче откроешь на неполные 60 тысяч рублей? Трудновато, наверное. Не пришло ли время оценивать эффективность этих бюджетных трат? Между прочим, «самозанятость» (именно так называлась программа) оказалась самой популярной среди потерявших работу.

Другой формой борьбы за трудоустройство стали разнарядки разным государственным ведомствам. Из серии – столько-то рабочих мест еще создать надобно, и все тут. Говорят, те с задачей тоже успешно справились. Вот ведь кому-то повезло усесться в чиновничье кресло. Только кто же этот «кто-то»?..

Следующим способом социализации вынужденно неработающих стала так называемая стажировка выпускников. Около тысячи из них благодаря данной программе не стали безработными. Правда, в стажеры устремились далеко не все, гораздо меньшее число, чем ожидалось. Еще бы, ведь заработная плата стажера составляет лишь около четырех с половиной тысяч рублей. «Зато за полгода стажировки в случае большого старания вас возьмут на карандаш, – обещают чиновники, – и у вас появится шанс остаться на постоянном рабочем месте». Короче, «пилите», стажируемый, «пилите» – авось понравитесь. Не случайно, наверное, более 250 работодателей региона уже готовы принять у себя таких удобных «учеников».

Кстати, в следующем году объемы федерального финансирования, выделенные на борьбу с безработицей в нашей области, уменьшат. Оказывается, мы и сейчас получаем меньше дотаций, чем некоторые другие регионы. Все дело в том, что у нас, видите ли, нет… моногородов. Таких как Елабуга или Набережные Челны в Татарстане или Тольятти в Самарской области. Такова официальная статистика! Странно, если учесть, что по сути своей едва ли не все городские поселения региона (кроме областного центра) имеют по одному по-настоящему градообразующему предприятию…

Впрочем, на рынке труда вскоре ожидаются и нововведения. Например, переобучение женщин, занятых на вредных производствах, за счет федерального бюджета. Или 50 тысяч вместо 30 тысяч рублей на одного работающего инвалида в карман работодателя. Чтобы рабочее место специально оборудовал…

Кстати, в Ульяновской области еще и минимальная задолженность по заработной плате среди регионов всего ПФО. Повсюду долги растут, а у нас – уменьшаются. В организациях бюджетной сферы, между прочим, задолженность вообще отсутствует! Интересно, а на каком месте в ПФО мы по величине самой зарплаты? Быть может, величина задолженности всегда пропорциональна уровню оплаты труда? Меньше зарплата – легче рассчитаться?!

Да и вообще, безработица в Ульяновской области не просто снижается, но чуть ли и не существует! Вот, к примеру, на УАЗе вроде бы есть примерно 200 вакансий, а кандидатов даже найти не могут!!! Все сплошь рабочие специальности: токари, фрезеровщики, сварщики, только нужной квалификации требуются. Как говорится, иди – не хочу. 85 процентов свободных вакансий в регионе вообще из серии «рабочих рук». Чиновники сетуют: мол, по сравнению с советским временем мы выпускаем в три с половиной раза больше специалистов с высшим образованием, и это перекос. Дескать, не нужно рынку труда столько спецов с дипломами, а в рабочие выпускники вузов отчего-то никак не хотят. «Диплом сегодня не получает только ленивый», – говорят чиновники. А кто виноват, скажите на милость?! В конце концов дети чиновников всегда найдут работу по диплому (какой бы он ни был), а вот чьи отпрыски пойдут работать руками?! И далеко не случайно недавний Госсовет, который провел Дмитрий Медведев, посвящался как раз профтехобразованию. Там прозвучали схожие цифры: современная система образования готовит 80 процентов выпускников с высшим и только 20 процентов – с начальным и средним профессиональным образованием. Рынок же, оказывается, сегодня требует обратной пропорции. Так кто пойдет месить навоз или класть асфальт? Жребий брошен?!

Александр РУСИНОВ