Практически каждый из нас так или иначе сталкивался с процессом страхования. Кто-то страховал жизнь, здоровье или квартиру, кому-то довелось участвовать в процедуре оформления страховой выплаты и т.д. У многих остаются совершенно разные впечатления от работы страховщиков, но большинство отзываются о них негативно.

Если верить Интернету, то претензии есть практически ко всем страховым компаниям. Однако мало кто знает работу страховщиков изнутри. Именно поэтому я решил провести один рабочий день с начальником отдела выплат одной из крупных страховых компании, филиал которой расположен в Ульяновске. Более того, мне разрешили поучаствовать в процессе регулирования страхового случая.

Моего временного «напарника» зовут Алексей, ему 30 лет. По его словам, он работает в сфере страхования более 5 лет.

Итак, обычный будний день. На часах 9 часов 5 минут утра. Не успели мы зайти в кабинет Алексея, как уже зазвонил телефон. По договоренности на звонок отвечаю я… Моим собеседником оказался Николай Викторович (Алексей в это время шепотом подсказывал мне, что звонивший занимает ну очень важный пост в правительстве нашего региона, и вообще, у него же «Лексус»!).

Как выяснилось, очень важный человек интересуется, почему до сих пор не перечислено 450 000 рублей (!) за ремонт его автомобиля… Залезаю в соответствующую программу на компьютере, нахожу его фамилию и объясняю, что на справке о ДТП из ГИБДД необходимо поставить печать… Удивленно спрашиваю Алексея, для чего вообще принимать документы без печати. Мой временный учитель спокойным, менторским тоном (вообще чувствуется, что на этой работе нервы у Алексея стали «железными») отвечает, что данный звонок является типичным в страховой компании. Как правило, у людей, которые первый раз обращаются за страховой выплатой, есть мнение, что для получения ее необходимо просто прийти в страховую компанию, выложить на стол полис и получить деньги. Но никто из обратившихся почему-то не задумывается, что как минимум необходимо подтвердить страховой случай. Кстати, забегая вперед, отмечу, что в конце дня у меня в буквальном смысле заболело ухо! Не поверите, что за день я ответил аж на 57 (!) звонков, и каждому надо что-то объяснить, что-то уточнить, а кого-то и успокоить. Люди-то денег ждут!

9.30. Первый посетитель. Красивая девушка, владелец новенькой кредитной “Тойоты-Короллы». На лице печать высокомерия… Этакий симбирский вариант Ксении Собчак. Сообщает нам, что необходимо сфотографировать ее только что застрахованный автомобиль и желательно побыстрее… Девушка очень торопится и вообще «отдала страховой компании тридцать тысяч». Однако она не понимает, для чего фотографировать ее автомобиль, так как «менеджеры автосалона буквально час назад все оформили».

Многоопытный Алексей терпеливо объясняет ей: «Автосалон и наша компания являются разными юридическими лицами. Тем более нам необходима память о Вас»… Девушка растаяла, а Ваш покорный слуга отправился фотографировать ее автомобиль. Как выяснилось, дело это непростое… Вначале необходимо найти так называемый VIN автомобиля (идентификационный уникальный номер каждого автомобиля). Затем найденный VIN сфотографировать, сравнить с номером ПТС, затем с номером, указанным в свидетельстве о регистрации транспортного средства… а номер-то многозначный. Кроме того, необходимо очень внимательно осмотреть кузов автомобиля на предмет возможного наличия едва заметных на глаз мелких сколов, царапин и т.д. (дабы, как пояснил Алексей, у клиента не возникло соблазна в дальнейшем заявить это как страховой случай). Далее нужно сфотографировать пробег, и только затем пришлось сделать порядка 20 фотографий автомобиля с совершенно разных ракурсов съемки.

10.20. На этот раз наши очередные посетители владелец и водитель виновной в ДТП маршрутки, застрахованной в компании. Оба одеты согласно дресс-кода ульяновских «шумахеров на ГАЗелях»: майка, шорты, обязательные сланцы на босу ногу, перекинутая через плечо небольшая сумочка. Общаться предпочитают смесью мата и названий автозапчастей. Неуклюже пытаются объяснить: «Пацаны, не виноватые мы, он сам в меня въехал!» Я принимаю документы, снимаю с них ксерокопии, ставлю на копиях печати, отдаю Алексею на подпись, на отдельном листочке расписываю, какие документы необходимы дополнительно. Затем «учитель» сажает меня за компьютер, и я в течение трех часов подряд вношу сведения о ДТП в базу данных, успевая за это время принять документы еще от двух потерпевших в ДТП, от старушки-пешехода, которую сбил автомобиль, рассчитать стоимость страховки на три автомобиля и ответить на кучу телефонных звонков…

15:50. Чувствую, что близок к провалу, так как на телефон уже смотреть не могу, от компьютера болят глаза и вообще в голове только одна мысль: «почему мы до сих пор не пообедали, хотя дело идет к ужину?». Алексей только снисходительно посмеивается и объясняет, что на самом деле «Ты захватил только 30% от моей каждодневной работы, помимо этого каждый день необходимо докладывать директору о количестве убытков, взаимодействовать с ГИБДД, выезжать на место ДТП, постоянно общаться с сотрудниками ОБЭП (мошенников-то полно!), в общем ты не смейся, я однажды целых три часа не мог элементарно сходить в туалет…».

20:05. Наконец-то, наш рабочий день подошел к концу, а во всем офисном здании нас осталось трое: я, Алексей и охранник.

Да, тяжел он, труд страховщика…В общем, когда в следующий раз придете страховаться, или получать страховку, не спешите ругаться, а лучше просто улыбнитесь…