30 сентября Законодательное Собрание Ульяновской области приняло законы “О регулировании некоторых вопросов в сфере содержания домашних животных и обращения с безнадзорными домашними животными в Ульяновской области” и “О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по отлову безнадзорных домашних животных”. Они представляются весьма несовершенными и годными лишь в статусе “рамочных”, требующих весьма существенных доработок. Редакция предлагает вниманию читателей заключение Салтыкова А.В. по проекту Закона Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов в сфере содержания домашних животных и обращения с безнадзорными домашними животными в Ульяновской области»

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

1. Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с содержанием домашних животных и обращением с безнадзорными домашними животными в Ульяновской области.

С.А.В.

Допущено некорректное употребление терминов «содержание» и «обращение». По смыслу обращение включает в себя (поглощает) содержание.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения в сфере содержания сельскохозяйственных животных.

С.А.В.

На самом деле действие этого Закона не распространяется и на некоторые другие категории животных, разводимые человеком (например, подопытных (лабораторных) животных, животных питомников, животных, разводимых для скармливания другим животным, животных аквакультуры, служебных животных МВД, ФСБ, Минобороны и др.).

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) домашние животные – животные, относящиеся к видам, исторически приручаемым и (или) разводимым человеком;

2) безнадзорные домашние животные – домашние животные, оставшиеся без попечения владельца либо владелец которых не известен;

3) владелец домашнего животного – физическое или юридическое лицо, которому домашнее животное принадлежит на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве;

4) приют для безнадзорных домашних животных (далее – приют) – помещение, специально предназначенное и оборудованное для постоянного содержания безнадзорных домашних животных;

5) пункт временного содержания безнадзорных домашних животных (далее – пункт временного содержания животных) – помещение, специально предназначенное и оборудованное для содержания найденных, отловленных или изъятых иным образом домашних животных, где они содержатся до возвращения владельцам либо до передачи в приют.

С.А.В.

1. Нет ряда важных понятий, например, таких, как «обращение с домашними животными», «содержание домашних животных», «выгул домашних животных». Похоже, авторы законопроекта сами недостаточно чётко представляют разницу между «обращением» и «содержанием», «выгулом» и «нахождением на территории».

2. Понятия, приведённые в абзацах 4) и 5) сформулированы некорректно, поскольку не раскрывают подлинного назначения приютов и пунктов временного содержания животных.

На практике приюты служат местом не постоянного (пожизненного), а длительного (ограниченного определёнными сроками, предусмотренными регламентом) пребывания животных, что не одно и тоже. Роль приютов заключается в реабилитации животных, важнейшим из направлений которой является поиск попечителей и передача животного им на содержание.

Назначение пунктов временного содержания безнадзорных домашних животных (далее ПВС) отнюдь не определяется лишь содержанием до возвращения владельцам либо до передачи в приют. ПВС – это важнейший механизм регулирования численности безнадзорных животных. Это приёмник-распределитель, где животным оказывается первичная ветеринарная и зоопсихологическая помощь, где животных распределяют по группам, деля на «владельческих, ручных», «бесхозяйных, одичавших», «жизнеспособных, нежизнеспособных (не подлежащих реабилитации). Именно здесь принимается решение об умерщвлении либо стерилизации животных. В условиях отсутствия приюта ПВС в какой-то мере заменяет его. Иными словами, приюта в поселении может и не быть, а ПВС непременно должен быть создан для обеспечения требований законодательства в части гуманного обращения с животными.

3. В проекте Закона приюты и пункты временного содержания неверно определены лишь как помещения. Прежде всего, это специализированные организационные единицы определённой организационно-правовой формы (учреждения либо иные организации, ИП). Кроме того, это не только закрытые помещения, но и территории для выгула животных (вольеры под открытым небом).

Глава 2. Правила содержания домашних животных

Статья 3. Обязанности владельцев животных

Владельцы домашних животных обязаны:

1) содержать домашних животных в соответствии с их биологическими особенностями, в условиях, соответствующих их естественным потребностям в пище, воде, сне, контакте с человеком и (или) себе подобными, а в случае заболевания – обеспечить оказание домашним животным ветеринарной помощи;

2) предотвращать причинение домашними животными вреда жизни и здоровью граждан или их имуществу, а также имуществу юридических лиц;

3) сообщать в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере ветеринарии, или подведомственные ему учреждения обо всех случаях укусов домашним животным человека или другого животного;

4) не допускать загрязнения домашними животными помещений общего пользования многоквартирных домов, а также общественных мест: газонов, тротуаров, пешеходных дорожек, детских и спортивных площадок и других подобных объектов.

Статья 4. Выгул домашних животных

1. При выгуле домашнего животного его владелец должен принять необходимые меры по обеспечению безопасности других животных и граждан. Запрещается выгуливать домашних животных без сопровождающего лица.

2. Не допускается выгул домашних животных на детских и спортивных площадках, на территориях образовательных организаций, организаций здравоохранения и общественного питания, за исключением случаев, когда нахождение домашних животных на соответствующих территориях связано с охраной указанных организаций.

С.А.В.

1. Необходимо конкретизировать положения статей 3-4. Обтекаемые формулировки неизбежно приведут к разночтениям, конфликтам с соседями, неправомерным действиям органов власти и других лиц.

2. Абзац 2 статьи 4 сформулирован некорректно (абсурдно). Буквально выходит, что выгул домашних животных на детских и спортивных площадках, на территориях образовательных организаций, организаций здравоохранения и общественного питания допускается, если это связано с охраной указанных организаций.

Статья 5. Умерщвление домашних животных и безнадзорных домашних животных

1. Умерщвление домашнего животного или безнадзорного домашнего животного допускается в целях предотвращения:

1) распространения карантинных и особо опасных болезней животных, а также с целью ликвидации их последствий;

2) страданий домашнего животного или безнадзорного домашнего животного при наличии у него подтверждённого специалистом в области ветеринарии неизлечимого заболевания или несовместимой с жизнью травмы.

2. Умерщвление домашних животных или безнадзорных домашних животных должно производиться гуманными способами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть, специалистом в области ветеринарии.

С.А.В.

1. Абзац 1 содержит недопустимую неопределённость, что создаёт лазейку для массового уничтожения животных под предлогом профилактики распространения карантинных и особо опасных болезней животных. Необходимо сузить рамки данного абзаца до случаев возникновения реальной угрозы возникновения чрезвычайной ситуации.

2. Наряду с приведёнными показаниями для умерщвления животных, имеется целый ряд других оснований. Их следует привести во избежание признания неправомерными в принципе оправданных действий. Это, например, связанное с угрозой жизни вынужденное умерщвление агрессивного животного в случае его нападения на человека. Правомерными считаются умерщвление лабораторных (подопытных) животных, усыпление животных в питомниках при отсеве генетического брака, скармливание животных другим животным в зоопарках и т.д.

Глава 3. Обращение с безнадзорными домашними животными

Статья 6. Отлов безнадзорных домашних животных

Отлов безнадзорных домашних животных на территории Ульяновской области осуществляется в порядке, установленном Правительством Ульяновской области.

С.А.В.

Законодатель должен как минимум указать цели, с которыми связан отлов безнадзорных животных. Не следует доверять это исполнительному органу, который объективно не заинтересован брать на себя лишние функции.

Статья 7. Приюты и пункты временного содержания животных

1. Приюты и пункты временного содержания животных могут создаваться физическими и юридическими лицами.

2. Типовое положение о приюте и пункте временного содержания животных утверждается исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере ветеринарии.

С.А.В.

Неопределённость формулировок необходимо исключить, иначе получается, что приюты и пункты временного содержания животных могут и не создаваться. Во всяком случае следует определить обязательность создания как минимум пунктов временного содержания безнадзорных животных в каждом городе и райцентре.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2011 года.

С.А.В.

Необходимо принять также переходные положения, предусматривающие своевременное утверждение необходимых подзаконных актов, предусмотренных настоящим Законопроектом (т.е. до 1 января 2011г), без чего и без того урезанный до предела Закон не сможет применяться на практике в полном объёме.

© А.В. Салтыков

24.09.2010

А НАМ СЛАБО?

В Екатеринбурге суд запретил предприятию по отлову бродячих животных использовать “негуманные” препараты и обязал построить приют.

В Екатеринбурге суд удовлетворил иск прокурора о признании незаконным применение муниципальным предприятием “Спецавтобаза” лекарственного препарата “Адилин-супер” и его аналогов для поимки безнадзорных животных.

Как сообщили сегодня в пресс-службе областной прокуратуры, основанием для обращения в суд стали результаты проверки, проведенной по обращению руководства Благотворительного фонда помощи бездомным животным.

“В ее ходе установлено, что умерщвление безнадзорных животных (в частности, собак) производится специально созданными бригадами с использованием лекарственного препарата “Адилин-супер”, в результате воздействия которого животное умирает мучительной смертью от удушья, что является негуманным”, – сказали в прокуратуре.

Кроме того, по мнению представителей прокуратуры, при осуществлении деятельности по отлову бродячих собак предприятие не соблюдает установленные правила отлова животных, поскольку перед уничтожением собаки не помещаются в приют, через который они впоследствии могли бы быть возвращены потерявшим их хозяевам. Требование о строительстве приюта суд также удовлетворил.