Автор: София МОРЖОВА

В конце сентября во Владимире проходил Всероссийский «Фестиваль фестивалей», именуемый «У Золотых ворот». Ульяновский театр драмы тоже принял участие в мероприятии. Он показал постановку мэтра отечественной режиссуры Аркадия Каца «Три сестры» по пьесе Чехова, а также презентовал театральной общественности собственный, еще молодой по российским меркам фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене».

В конкурсе спектаклей были представлены постановки одиннадцати коллективов провинциальной России, а также Малый театр из Москвы и Национальный драматический театр из Минска. Что и говорить, форум довольно солидный. Причем организаторы конкурса заявляли единый приз для театра-победителя – хрустальную шапку Мономаха и Золотой диплом фестиваля. Однако, в ходе обсуждения члены жюри не смогли прийти к единому мнению, кто же оказался лучше. Трудно сказать, чем в действительности было обусловлено их решение, но награду в итоге получили целых три театра: из Белгорода, Перми и (трепещите, патриоты!) Ульяновска. К нам-то и отправился диплом.

Что касается презентаций фестивалей из разных городов России, то здесь представляли мероприятия различных направлений. Были тут и конкурсы уличных театров, и смотры спектаклей отдельных драматургов, и форумы, посвященные детям и юношеству. По сравнению с событиями с 20-летней историей, «Герои Гончарова на современной сцене» оказались самой молодой площадкой. Хоть и удостоились отдельной благодарности жюри за «культорологический» подход к организации. Может быть, именно поэтому фестивальное движение в Ульяновской области обещает только расширять свои горизонты и множиться. По информации директора Департамента культуры и архивного дела Татьяны Ившиной, вслед за Гончаровым в регионе вынашиваются планы создания еще одного театрального форума, связанного с исторической, карамзинской тематикой.

А после Владимира ульяновский театр уехал покорять Москву. На сцене Центрального дома литераторов местные лицедеи показали «Трилогию страсти» по романам того же Гончарова. На следующий же день ульяновцы замахнулись уже на столичную премьеру, причем не где-нибудь, а сразу на сцене калягинского театра (Александр Калягин – председатель Союза театральных деятелей России) «Et Cetera». Да еще в рамках Международного театрального фестиваля «ПостЕфремовское пространство», посвященного памяти великого русского артиста Олега Ефремова и организованного его дочерью Анастасией. Что и говорить, шаг рискованный, учитывая тот факт, что генеральный «прогон» постановки «Фрегат Паллада» состоялся совсем незадолго до выезда на гастроли. «Непотопляемость» прозы самого Гончарова и оригинальные декорации новой работы облдрамы, в принципе, свидетельствовали, скорее, в пользу успешного фестивального «плавания». Дело в том, что зрители на спектакле сидят как бы не в обычных креслах, а словно на самом знаменитом корабле, на котором начинающий классик некогда отправлялся в свою кругосветку. Для погруженности в атмосферу создатели «интерактивного» действа использовали и такие спецсредства, как видео. Короче, все атрибуты шоу налицо (не забыть бы про собственно театр). Не оттого ли так «амбициозны» надежды ульяновских театральных менеджеров, связанные с «Палладой», чуть ли не до выездов за рубеж?

Последнее понятно в контексте общих культ-событий. На днях в СМИ появилась информация о том, что губернатор ставит задачу превращения Ульяновска «в город европейской культуры». Если область приступит к исполнению новых грандиозных планов, скоро у наших земляков появятся «кодекс гостеприимства» и «кодекс ульяновца» (видимо, априори обязывающие людей становиться культурными?). Даже статус Департамента культуры, несмотря на постоянную критику в адрес его чиновников, якобы повысят до министерского. В результате мы получим «Министерство искусства и культурной политики»… То есть вместо реальной культуры – «культурная политика», а в качестве результата деятельности – «Искусство», ни больше ни меньше? А не замахнуться ли нам, товарищи, на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?!