Опубликован список кандидатур в областную «Золотую книгу Почета» за 2010 год. Первый вопрос, возникающий при взгляде на этот список: а зачем?

В списке – пять фамилий. Это историк Николай Карамзин, покойный актер областного театра драмы Борис Александров, председатель облсуда Нина Лысякова, аудитор Счетной палаты РФ Сергей Рябухин и зам. генерального директора ОАО «Ульяновскхлебпром» Виктор Шемет. Вопрос «зачем?» даже по Карамзину, кандидатуре, без сомнения, бесспорной – столько для русской истории и литературы мало кто еще сделал в нашем любезном отечестве. Но Николай Михайлович относился к своей малой родине – Симбирску – достаточно прохладно. Правда, для занесения в «Золотую книгу» это, вообще говоря, не препятствие, ‘ведь спрашивать его желания никто не будет, насколько я понимаю.

Дальше – по порядку. Борис Александров был, наверное, хорошим актером – я не знаю, поскольку нетеатрал. И нетеатралов у нас – большинство (понимаю, что это негоже, но, увы), то есть большинство населения не.знает или знает очень плохо, кто такой Александров. В «Книгу» же заносятся, вероятно, люди за заслуги перед областью в целом, за помощь ее населению или – за что? Это ведь тоже вопрос: каковы отборочные критерии, по которым кандидаты попадают, так сказать, в шорт-лист? Не просто же потому, что «хороший человек». Словом, хоть и существует «Золотая книга Почета» уже не один год, а ясности в этом, по-моему, нет до сих пор.

Хороший человек, без сомнения, и председатель областного суда Нина Павловна Лысякова. И юрист хороший. Но за какие конкретно дела рекомендуют в почетную книгу ее? Может быть, наши суды вынесли всех больше оправдательных приговоров, заслужив репутацию самых гуманных и справедливых в России? Или, наоборот, вынесли больше всех обвинительных приговоров, заслужив репутацию самых строгих стражей закона? Или что? Вопрос, как видим, открытый и в отношении председателя облсуда.

Что касается аудитора Счетной палаты Сергея Рябухина, то он уже почти десять лет как не ульяновец, а москвич. И родина его не здесь, а в Саратовской области, и он, наверное, уже сам устал от постоянного упоминания его имени в связи с Ульяновском. Но, может быть, его заслуги перед родиной Ленина столь велики, что достоин нашей «Книги Почета»? Может быть, но какие именно это заслуги? Он бюджетный ревизор, в задачи которого входят проверка законности бюджетных расходов и выявление случаев воровства денег налогоплательщиков. Если особые отличия на этом фронте, то хотелось бы знать, сколько денег он уберег от воровства конкретно в Ульяновской области и сколько при этом казнокрадов предстало перед судом, руководимым Ниной Павловной Лысяковой. Но таковых, кажется, вообще не было…

И наконец – Виктор Николаевич Шемет. Его трудовая биография состоит как минимум из трех очень разных периодов. Большую часть жизни Шемет, по некоторым данным, проработал в системе исполнения наказаний, дослужившись до должности начальника одной из димитровградских колоний. Если никто из побывавших в колонии за время его работы там не совершил потом ни одного рецидива, то да, это факт достойный, но о нем должны сообщить официально, ведь он означает 100-процентное перевоспитание правонарушителей и возвращение их в строй добропорядочных граждан. Такое дорогого стоит.

Потом карьера Виктора Шемета сделала крутой вираж, и он оказался в кресле высокопоставленного сотрудника обладминистрации. Руководил, в частности, ее аппаратом. Хотя вираж, наверное, и не очень крутой, ведь приглядывать за чиновниками зачастую не легче, чем за теми, кого Шемет опекал в димитровградской колонии. Если там воруют, в основном, по мелочам, то тут – в особо крупных размерах, но о подвигах Виктора Николаевича в ловле этих особо крупных за руку опять же ничего не известно.

Сегодня Шемет – топ-менеждер «Ульяновскхлебпрома», и, возможно, его заслуги здесь тянут на «Золотую книгу»? Какие это заслуги? При нем хлеб резко вырос в качестве и упал в цене (в иных заслугах в этой сфере общество просто не нуждается)? Если да – проинформируйте, пожалуйста!

А теперь вопрос, с которого я начал: зачем? Зачем всем этим людям (к ушедшим вопрос не обращаем) нужно быть в «Золотой книге Почета»? Не ради же тех льгот, которые положены «почетным», вроде бесплатного проезда в трамвае? У всех у них не просто большие, а огромные по российским меркам зарплаты. Такие, что трамвай, если понадобится, они легко смогут купить и в личную собственность. Катайся – не хочу. Тогда зачем? Нет ответа.

Предложения по кандидатам просят присылать на адрес Законодательного Собрания. Мое предложение следующее: закройте ее, эту «Золотую книгу», идея умерла, едва появившись на свет. Вписывать в «Книгу» просто хороших людей – не дело депутатов ЗС. Почетное право воздавать должное хорошим принадлежит не им, и даже не депутатам Госдумы, и даже не Путину с Медведевым, а Тому, кто много выше. А если наша «Книга» не больше, чем обыкновенная ярмарка тщеславия, тем более закройте. Или введите для начала мораторий. Лет на десять, потом вернетесь, когда увидите, что народ стал жить намного лучше, города и села стали намного чище. Ну и проч.

Сергей ПОЛЕНОВ