Желание как можно больше узнать о своих предках привело американку Нину Богданову в Ульяновск.

Восемь лет назад Нина выяснила, что является продолжательницей знаменитого в Симбирске рода Ухтомских – теперь увлечение родословной стало серьезной работой, итоги которой выйдут в книге, уже наполовину написанной.

– Начиналось все так, – рассказывает Нина Богданова. – Занимаясь поисками ульяновского музея, имеющего как можно больше информации об Ухтомских, в интернете вышла на Ольгу Туркину, сотрудницу Музея городского быта. В это время я почти ничего не знала из истории своей семьи, где было много трагичного, что не обсуждалось, замалчивалось.

Отец Нины Григорьевны родился на Украине. В 1943 году, когда ему было 14 лет, его отправили в качестве бесплатной рабочей силы в один из фашистских лагерей около Гамбурга. Выжив в концлагере, а потом и в поселении для бывших военнопленных, он уехал в США.

– Отец очень мало об этом говорил, – делится Нина, – но рассказывал, что был пожарным, а еще его заставляли находить трупы после бомбежек.

Больше о родне со стороны отца почти ничего не известно, зато многое удалось узнать о маминых корнях во время первого посещения Ульяновска в 2003-м году.

– Мне очень помогли в прошлый раз, – говорит Нина Богданова, – я получила документы, исторические материалы, только не смогла сразу ими воспользоваться. К сожалению, когда я вернулась домой, мой отец сильно болел, и я должна была все это отложить. Четыре года назад отец умер… По рассказам матери Нина знала, что ее дед, князь Николай Александрович Ухтомский, – родом из Симбирска. Этих сведений хватило, чтобы выйти к родословной всей семьи Ухтомских, а также Назарьевых (значимый род в истории Симбирска. Валерьян Назарьев – известный литератор и общественный деятель).

Дворянский род Ухтомских восходит к самому Рюрику. Они отличились не в одной «битве», например, под Казанью воевал князь Василий Ухтомский. Князь Дмитрий Ухтомский принимал участие в украшении Кремля при Елизавете Петровне, восстанавливал Красные ворота после пожара 1748 года, строил колокольню в Троицкой лавре, где сейчас, кстати, находится самый большой колокол в России.

Вообще история Ухтомских в Симбирске начинается с имени Николая Николаевича, здесь он и женился, а от этого брака появился на свет прадед Нины Богдановой – Александр.

Он был предводителем симбирского дворянства, членом ученой архивной комиссии, земским деятелем, лидером партии кадетов. Его брак с Анной Назарьевой соединил две значимые в истории Симбирска семьи.

Когда началась гражданская война, Александр Ухтомский не сомневался в победе белой гвардии, поэтому появление большевиков в городе стало неожиданностью для всей семьи. Пришлось покидать город впопыхах, прихватив лишь самое ценное, в том числе и фотографии.

– У меня не было ничего, кроме фотографий, – говорит Нина Богданова, – но я даже не понимала, кто есть кто на этих изображениях, теперь смотреть их намного интереснее, потому что я узнаю в них свою семью, родные ей места.

После поражения белых Ухтомские оказались в Харбине, где пробыли чуть более 30-ти лет, затем эмигрировали в Бразилию, потом в США, где Мария Ухтомская вышла замуж за русского эмигранта Григория Богданова. От этого брака и родилась Нина Богданова.

– Мне очень нравится Ульяновск, особенно притягивают меня исторические кварталы, делится впечатлениями Богданова, – очень люблю смотреть на Волгу. В Америке совсем не такая природа – я никогда не буду чувствовать там того, что я чувствую в России. Мне кажется все здесь родным и близким. Я назвала это «генной ностальгией», ведь я раньше здесь не была.

Кстати, в Ульяновске у Нины есть родственники, правда, дальние. После ее визита семилетней давности один мужчина заявил, что является потомком Михаила Николаевича Ухтомского. Об этом ему рассказала бабушка перед смертью… Оказывается, у Михаила Ухтомского была тайная связь с экономкой его имения, в результате которой, собственно, и появился предок этого мужчины. Родных Нина Богданова нашла и на Украине. Такие вот тайны истории.

На этот раз Нина Богданова прибыла в Ульяновск, совершая кругосветное путешествие за 50 дней. С остановками, разумеется.