Если верить последней переписи населения, то в Ульяновской области проживает 2 034 цыгана. Эта нация всегда была овеяна ореолом загадочности: для одних цыгане – кочевники, зарабатывающие на жизнь гаданием, воровством и околокриминальными делами, а для других – гордый и непокорный народ, сам выбирающий себе родину, дом и судьбу.

Цыган цыгану рознь

Многие знают, что на Верхней Террасе, недалеко от Майской горы, расположился цыганский табор. Это не кочевые цыгане. Их называют оседлыми. Выбрали они это место более 20 лет назад. Но мало кто знает, что это не один табор. Оказывается, их тут два. Осели на Майской горе два разных рода – русских цыган Калмыковых и молдаванских Михай. Живут они на разных улицах

– Песчаной и Конечной, и между собой держат нейтралитет.

Язык, быт и даже внешность русских и молдаванских цыган очень различаются. Калмыковы – крупные, высокие, на себе носят много золота. Женщины в длинных юбках, волосы заматывают в пучки и прикрывают яркими платками. Добротные дома, дорогие машины – видно, что зажиточные. На вопрос, чем зарабатывают на жизнь, отвечают уклончиво: “Чем Бог пошлёт…”.

Михаи – юркие, по большей части худощавые. Женщины заплетают косы у висков, как они сами говорят, “колбасками”, и под платками их не прячут. Живут поскромнее: жилые постройки большей частью фанерные, женщины зарабатывают гаданием, мужчины собирают металлолом.

Проблемы, как у всех

Многочисленная семья Михаев встретила нас настороженно. Но узнав, что журналисты пришли с миром, нас повели в дом, где живёт баронесса Крижма – сестра барона Людвига, который умер пару лет назад.

К слову, имена у цыган не только необычные для нашего слуха, но и очень красивые. Например, Зара или Рубина. А ещё здесь принято в детстве давать одно имя, ласковое – Копеечка, Манечка, а когда ребёнок подрастёт – уже другое, официальное – Хадижа, Самир…

…В огромном зале, куда нас пригласили, было чисто прибрано, в центре комнаты стоял телевизор, а на нём… бюст Ленина. Цыганки с черноглазыми детьми, которые то и дело хватали мам за юбки, наперебой начали рассказывать о наболевшем, душевно называя девушку-корреспондента «дочкой»:

-Дочка, бомба когда упала, все крыши у нас попадали, дома по швам расходились. Дети маленькие зимой замерзали… – сетовали они наперебой.

После прошлогодних взрывов на «Арсенале», от которого табор находится в нескольких сотнях метров, их фанерному жилью, больше похожему на «скворечники», действительно был нанесён большой урон. Почти во всех домах обвалились потолки, где-то разошлись по швам стены, которые сейчас держатся на подпорках. После ЧП в табор приезжали большие начальники, даже мэр с губернатором ‘были и обещали помощь. Помогли. Вставили стёкла на зиму и всё…

Цыганка Мария показывает квиточек из домоуправляющей компании Заволжского района, который ей оставили рабочие, пообещавшие покрыть снесённую с её дома взрывной волной крышу. Уже год прошёл, но никто так и не появился. Видимо, тратить силы и средства на официально не существующее жильё наши власти не считают нужным. Даже несмотря на то, что здесь прозябают многодетные семьи, где на двоих родителей приходится по восемь-десять детей.

Ещё одна проблема ульяновских цыган, на которую власти упорно закрывают глаза – это отсутствие у местной ребятни городской прописки. А соответственно, ни полноценного медицинского обслуживания (нет прописки – нет и медполиса), ни социальной помощи цыганские дети не получают. Между тем, детей в таборе – больше двухсот. Парадокс в том, что почти все их родители прописаны в одном доме на улице Песчаной, №1, официально, а вот родившихся здесь цыганят в паспортном столе Заволжского района города Ульяновска прописывать по месту регистрации родителей отказываются категорически. Хотя при рождении малышей мамам-цыганкам выдают все нужные справки о том, что их дети родились в Ульяновске, и в Заволжском ЗАГСе оформляют свидетельства о рождении. Но не прописывают. Вот такая у нас демографическая политика.

Хотим жениться и хотим учиться

Кстати, о цыганских детях – разговор особый. Детство в таборе недолгое. Уже в 13-14 лет дочерей выдают замуж. Если к 15-ти годам цыганочка ещё не замужем – это считается позором для всей семьи. – Я сыну невесту сама выбрала, вот она – наша красавица, – с улыбкой говорит 23-летняя свекровь Ольга. Её 10-летняя сноха Катя при этом смущённо отводит в сторону глаза. – Сыну – 12, так что годам к 25-ти я могу бабушкой стать.

Её слова подтверждают и взрослые женщины, и юные 14-15-летние мамочки, бережно прижимая своих смуглых малышей. А многочисленная ребятня улыбалась незваным гостям, уже в столь юном возрасте сверкая золотыми коронками.

После свадьбы цыганские дети, за редким исключением, в школу уже не ходят. Хотя учиться цыгане любят. Несовершеннолетние мамы с грустью говорят о том, что, если бы их в школе не дразнили за их семейное положение, то учиться они бы остались.

Между тем, областное министерство образования недавно распространило по школам распоряжение, в котором говорится, что школы любыми путями должны дать положенное по конституции среднее образование всем цыганским детям области. Как это будет воплощаться – пока не ясно. Наши собеседники сказали, что они согласны даже на домашнее обучение, хотя что это такое – они толком не знают.

А пока цыганские подростки коротают вечера не за учебниками, а перед телевизорами, глядя сериалы про Кармелиту, или устраивают танцы после традиционного цыганского чаепития. На которое, кстати, мы и попали. Выпив чайку, ромалы сказали, что могут и сплясать. Вот только, если бы грамм по сто добавить… Наш корреспондент Алексей быстренько сбегал в магазин. Выпив по сто грамм водочки (приняли на грудь только взрослые), цыгане пустились в пляс. Зрелище это захватывающее и задорное, как и сам народ – весёлый, лукавый, но добрый.

Кстати, 13 лет назад в таборе на Майской горе московские кинематографисты снимали фильм “Крестовый туз”. В одном из эпизодов с гаданием снималась цыганка Зара из рода Михаев.

Вот так и живёт этот загадочный и весёлый народ рядом с нами. Живёт уже больше 20 лет. А их цыганского посёлка даже нет на карте Ульяновска…

От “Молодёжки”. Мы обращаемся к главе Заволжского района Александру Кузьмину и мэру города Ульяновска Александру Пинкову с просьбой обратить внимание на проблемы людей, проживающих в нашем городе. Помогите им оформить регистрацию и все необходимые документы, чтобы многодетные семьи могли пользоваться всеми причитающимися им льготами. Чтобы цыган, наконец-то, признали полноценными жителями Ульяновска.

Татьяна КУЛИКОВА