9 октября в Ульяновской области начались съёмки художественного фильма «Тайна». Наш земляк Владимир Потапов, известный российский кинорежиссёр и давний друг нашей редакции, решил снимать эту картину на родине. Само собой, журналисты «Молодёжки» отправились на съёмочную площадку.

Фестивальное кино

Фильм, над которым сейчас работает Владимир Потапов, вряд ли выйдет на широкие экраны.

– Есть ленты для массового зрителя, а есть картины, так сказать, фестивальные, конкурсные, – говорит режиссёр. – Они не развлекают, а заставляют задуматься о жизни. Такие фильмы словно сотканы из полутонов и намёков. И после их просмотра в голове у каждого зрителя остаётся море вопросов о том, как он живёт и зачем. Двадцатиминутная короткометражка «Тайна» относится к их числу.

Сценарий для картины режиссёр написал сам. Основное действие фильма происходит на свадьбе – сорокалетний мужчина выдаёт замуж дочь. На банкет один за другим приходят гости, и отец, видя каждого из них, начинает вспоминать разные моменты из своей жизни, связанные с тем или иным человеком.

Для съёмок в фильме режиссёр решил привлечь ульяновских актёров и студентов.

Зачем бьют тарелку

Первый съёмочный день был посвящен работе над сценами в пионерском лагере, действие в котором происходит в далёком 80-м году. Владимир Потапов остановил свой выбор на лагере «Молодёжной газеты» «Хоббит», расположенном в Новомалыклинском районе. Он покорил его своей живописной природой и корпусами, стены которых с нарисованными на них героями советских мультиков заставляют сердце ёкать от приступов ностальгии.

Первой снимали сцену, которую можно назвать «отбой в пионер-лагере». Для массовки пригласили школьников из села Новочеремшанск, расположенного рядом с лагерем. Ребята были счастливы. Их не смутило даже то, что по сценарию дело происходит летом и сниматься они будут в шортах и майках.

– Ничего страшного, бывает, -сказал Владимир Потапов. – Помню, я зимой, на морозе, снимал сцену со своим шестилетним сыном. Он у меня тоже в шортах гулял. Не важно, какую температуру показывает градусник, главное, что в сценарии – лето!

В ответ редактор «Молодёжки» посоветовал режиссёру самому переодеться в шорты и майку, и все весело посмеялись…

…Пока помощники режиссёра повязывали детям галстуки и объясняли, как вести себя на съёмочной площадке, операторы устанавливали рельсы для движения камеры. Выглядит это, если честно, несколько комично: небольшие шпалы, на них тележка, а на ней оператор с камерой. И его помощник, который ну с очень серьёзным выражением лица эту тележку по рельсам возит. Кстати, именно установка этих приспособлений занимает основное время при подготовке к съёмкам той или иной сцены.

Потом Владимир Потапов и второй режиссёр картины Сергей Струев стали объяснять «пионерам» их задачу: один выходит из умывальника, другой идёт со стороны туалетов, а кто-то бежит в корпус из леса. Когда началась репетиция, было видно, с каким восторгом маленькие актёры играли свои роли.

В то время, пока ребята репетировали, члены съёмочной группы и гости зачем-то расписывались на стеклянной тарелке. Оказалось, что у кинематографистов есть традиция: перед съёмками первого кадра они разбивают тарелку с автографами о камеру и каждый берёт себе на память по осколку. Правда, технический прогресс внёс в эту традицию свои коррективы – теперь тарелки разбивают о штатив. Современная цифровая камера, в отличие от своей плёночной прабабушки, таких суеверий явно не выдержит.

Потом начались съёмки. Полная тишина на площадке. Дубль идёт за дублем. И наконец звучит команда: «Стоп. Снято. Всем спасибо!».

Помесь паука и НЛО

Начинается подготовка к съёмкам следующей сцены. Помощник режиссёра просит нас отойти под крышу, чтобы мы не попали в кадр – сейчас будут снимать с вертолёта вид лагеря сверху. Слушаемся и ждём появления летательного аппарата. Тут кто-то говорит, что пробные запуски уже прошли. Стоим и недоумеваем: а где вертолёт-то?..

Когда мы задали этот вопрос помощнику режиссёра, то почувствовали себя полны- |^[а”^й ми дураками. Мы-то ожидали увидеть обычный летательный аппарат с пропеллером. Ан нет! «Вертолётом» на кино-жаргоне называется специальный аппарат, который поднимает камеру в воздух. Похож он больше всего на паука с пропеллерами, а сверкающие лампочки придают ему сходство с НЛО. Траекторию полёта загадочного аппарата задаёт оператор при помощи пульта дистанционного управления.

Заминки с «вертолётом» возникли не только у нас. Школьники вместо того, чтобы исправно бегать от корпуса к корпусу, замирали и смотрели в небо, пытаясь разглядеть странный механизм. Только с третьего дубля любопытная детская массовка перестала отвлекаться на это диво дивное.

– Нам больше всего понравилось, как эта штука в небе летала! Жалко, нам поуправлять не дали! – делились потом впечатлениями маленькие актёры. – И ещё прикольно было бегать туда-сюда по команде! Мы даже замёрзнуть не успели. Жалко, что всё так быстро отсняли…

Начало положено

Следующую сцену снимали на берегу реки Черемшан. По сценарию в кадре должен был быть костёр, который догорал ночью на обрыве. Однако, как объяснил режиссёр, темноты ждать не обязательно. Костёр можно снять в сумерки, а компьютерная программа потом превратит эти кадры в ночные.

Съёмки костра заняли несколько часов. Сначала устанавливали рельсы, потом разжигали огонь, а затем режиссёр объявил небольшой перерыв. У всех было минут 20 на то, чтобы выпить по чашке кофе и съесть по бутерброду.

Мы в это время решили погреться у костра. Как оказалось, зря! Стоило нам к нему подойти, как режиссёр тут же потребовал выйти из кадра. Оказывается, в кадре нельзя находиться никому, кроме актёров. Даже тогда, когда камеры выключены.

– Есть суеверие, что после этого человек сменит профессию, – объяснил Потапов. – А вот на какую – не известно: можешь стать крутым бизнесменом или актрисой, а можешь и в дворники пойти. Поэтому наши никогда в кадр не лезут.

А в это время актёры за чашкой чая делились первыми впечатлениями. – Я думала, всё будет иначе, -говорит Мария Прыскина, студентка УлГУ, исполняющая в фильме одну из главных ролей. – Во-первых, считала, что режиссёр будет постоянно кричать и ругаться, а во-вторых, удивило то, как много времени занимает ‘подготовка к съёмкам той или иной сцены. Но мне очень понравилось!

Да уж, по времени действительно получилось интересно. В общей сложности кадры, которые кинематографисты снимали целый день – почти 11 часов, на экране длятся меньше 10 секунд. Так что, побывав на этих съёмках, мы поняли, почему некоторые ленты снимают годами.

Владимир Потапов остался доволен работой ульяновских ребят.

– В съёмочной группе из профессионалов были только я, второй режиссёр Сергей Струев и мой сын Ярослав, актёр, – говорит Владимир Потапов. – Для остальных это был первый опыт. И я остался доволен ребятами. Они молодцы. Были, конечно, шероховатости, но куда без них. Первый день – он всегда показательный, и мне очень понравилось, как он прошёл. Уверен, что все будет хорошо!