Автор: Василий ГОРОДОВИКОВ

Бомбила

Бомбилами в постсоветское время называли частных извозчиков и тех, которые либо просто грабили, либо рэкетировали рыночных торговцев. В начале 90-х годов прошлого века базар на Верхней Террасе одно время терроризировал свой «бомбила». Это был огромный черный дог.

В то время рынок представлял из себя большую, кое-как огороженную площадку, асфальтированную лишь местами. Киосков не было. Торгующие располагались рядами, торговали в лучшем случае с лотков, а чаще прямо с земли, с ящиков, из коробок и сумок. Торговали всем вперемешку – ржавыми гвоздями, продуктами питания, пивом, одеждой, аудиоаппаратурой и даже телевизорами. Внешне товар был практически ничем не защищен.

Этим пользовался дог-бомбила. Появлялся он всегда внезапно, моментально определял, у кого из продавцов есть то, что нужно ему. Не обращая внимания на продавца, пес подходил к импровизированному прилавку, хватал зубами товар и трусцой, не особенно торопясь, уходил восвояси. Вслед ему неслась брань, но преследовать грабителя, вступать с ним в схватку и отбивать товар у дога потерпевшие даже не пытались.

Была в налетах дога-бомбилы одна странная особенность. Он никогда не хватал ничего мясного, сладкого или мучного. Пес отнимал у продовцов исключительно чай. Причем брал всегда один и тот же сорт. На заказ, что ли, работал зверюга?

Балерина

К счастью, огромных по размерам и по наглости псов бегает по улицам и рынкам Ульяновска немного. По большей части городские собаки меньших размеров, да еще битые жизнью и людьми, добывают пропитание на рынках, роясь в отбросах. Способ для небрезгливых собак не унизительный, но часто неэффективный. Другой способ кормления собак на рынках – попрошайничество. В подавляющем большинстве на рынке торгуют женщины. Собаки отлично понимают, что у них можно выпросить иногда обрезки, кости и т.д. Однако, как и рытье в отбросах, этот способ тоже далеко не всегда гарантирует возможность даже заморить червячка. Но среди собачьего племени находятся отдельные особи, способные не просто найти выход из ситуации, а еще и стабильно плотно питаться. Для этого собака должна обладать немалыми творческими способностями и некоторыми талантами. Все на том же верхнетеррасском рынке была такая выдающаяся собачонка. В ее бытность рынок начал понемногу формироваться в подобие цивилизованной торговой площадки. Появились ряды, на которых соблюдалась спецификация товаров: одежда отдельно, «железки» отдельно, мясо отдельно. Вот у таких мясных рядов и повадилась гастролировать небольшая собачка. Она не попрошайничала, она честно работала – танцевала перед продавцами.

Но танцевала не просто так, а исключительно под музыку. Если музыки не было, собачонка терпеливо дожидалась, когда кто-нибудь поблизости включит приемник или магнитофон. Она выбирала площадку – сцену посвободнее, вставала на задние лапы, подходила к прилавку, но не слишком близко, а так, чтобы ее видели зрители, и начинала кружиться перед ними под сопровождение какой-нибудь Наташи Королевой. Успех почти всегда был оглушительный.

Получив заработанный гонорар, собачонка на время исчезала. Дважды в течение дня на одной сцене она концерты не давала. Сделав творческую паузу, танцующая собачонка появлялась в другом месте, в третьем. Это могло продолжаться до тех пор, пока хвостатая актриса не начинала чувствовать, что ее творческое нутро переполнено благодарностью зрителей. Собачонка исчезала, чтобы появиться на следующий день с новым гастрольным туром по мясным рядам. На помойке, даже на рыночной, так прокормиться невозможно.

От зари до зари

Несколько лет тому назад у нас был сад в Чердаклинском районе. Как-то раз по дороге в сад из автобуса мы увидели непривычную картину. Вдоль проселочной дороги шли три коровы и собака. Собака явно дворянской породы, невысокая, с довольно крупным телом и коротенькими лапами. Было видно, что животные не просто случайно идут вместе. Собака откровенно конвоировала коров. Да не просто гнала их в сторону деревни. У одной из подконвойных коров был очень норовистый характер. Она встала и не хотела идти. Тогда собака схватила конец длинной веревки, которая была привязана на шее у коровы, и потащила ее на буксире. Автобус поехал дальше. Чем закончилось дело, мы не увидели.

Спустя несколько дней мы увидели точно такую же картину: собака под дождем конвоирует по полю трех коров в сторону деревни. Ни в первый, ни во второй раз никого из людей рядом не было. В третий раз необыкновенную четвероногую команду в поле я увидел, когда мы из сада рано утром возвращались на машине. Теперь животные шли со стороны деревни. Точно так же людей рядом с ними не было, одна корова постоянно упиралась, собака то кусала ее за ноги, то тащила на веревке, но железно добивалась своего: команда продолжала движение в заданном направлении. Судя по всему, в течение всего лета, утром и вечером процесс строго повторялся.

Сколько времени и средств экономила собака своим хозяевам?! Пастуху платить не нужно, у самих весь летний день свободен от забот о коровах, мокнуть под дождем среди поля нет никакой нужды. Всего-то нужно два раза в сутки накормить четвероногого пастуха, который не напьется на лугу, не уснет беспробудно на солнце, никому не даст приблизиться к коровам. И собаке гарантированы пища, кров да власть над коровами.