Этой зимой на дорогах Ульяновска впервые будут использоваться жидкие антигололедные реагенты. Дорожники заверяют, что применяемые вещества являются экологически чистыми. Однако эксперты утверждают, что химия не так уж и безобидна для автомобилей, одежды, а главное – экологии и здоровья человека.

Бороться со снегом и гололедом на городских магистралях предстоящей зимой городские власти решили столичными методами. По словам директора МУП «Ульяновскдорремсервис» Александра Имидеева, в ближайшие дни на предприятие поступит новая техника для нанесения на дороги антигололедных реагентов, с поставщиками уже заключены договоры на поставку материалов. Все предыдущие годы городские коммунальщики в борьбе с гололедом использовали только пескосоляную смесь. По-новому планируется обрабатывать дороги высшей, первой и второй категорий, перекрестки, спуски и подъемы, а также автобусные остановки.

Главное отличие в применении твердых и жидких реагентов состоит в том, что та же пескосоляная смесь используется после расчистки дороги от снега, жидкие реагенты должны быть нанесены за один-два часа до выпадения осадков. Дорожники должны будут анализировать прогнозы погоды и подстраивать свою работу под них. С учетом того, насколько достоверно синоптики предсказывают погодные изменения, ставится под сомнение эффективность антигололедных дорожных работ. Хлористый кальций модифицированный (именно он будет применяться на ульяновских дорогах), по словам специалистов, обладает рядом недостатков. Главный минус – короткий срок действия: три часа. Это означает, что дороги нужно им обрабатывать несколько раз в сутки. Ученые Московского автодорожного института (МАДИ) и вовсе выяснили, что после обработки дорожной наледи раствором ХКМ, который имеет свойство притягивать влагу, коэффициент сцепления шин снижается. Он становится ниже на 30 процентов, чем при езде на мокром асфальте. Эффективность реагента падает еще больше, если на дорожном полотне есть пленка из моторного масла, бензина, а поры асфальта забиты камнями или резиновой крошкой.

Насколько вредны дорожные реагенты для здоровья человека и окружающей среды? Аксиома – идеальных, как и экологически чистых, реагентов нет. Наиболее опасным их свойством является токсичность: существуют четкие правила, какие вещества на каких дорогах можно использовать. Главная проблема состоит в том, что дорожники часто нарушают гигиенические нормы и необходимые технические условия. По мнению специалистов, хлористый кальций разъедает металл автомобилей и негативно сказывается на резиновых покрышках машин. По данным НИИ экологии человека и окружающей среды им. Сытина, количество аллергий у жителей Москвы, где реагенты применяются несколько лет, с приходом зимы значительно увеличивается. Страдают и животные – передвигаясь по обработанной реагентом дороге, они получают химические ожоги лап.

Как и соль, ХКМ агрессивен по отношению к обуви и одежде. Даже очень хорошо выделанная натуральная кожа под воздействием реагентов становится жесткой и может потрескаться. Характерный след от дорожной химии – несмываемые белые пятна-разводы на одежде, обуви и шинах автомобиля. К тому же хлор, известный своими отбеливающими свойствами, изменяет цвет обуви.

Вадим Пилюков