Региональное движение «За достойную жизнь» организовало общественные слушания, посвященные состоянию городской и областной культуры. Поводом для этого «круглого стола» послужила идея местной власти добиваться для Ульяновска статуса «Культурная столица Европы-2020». В связи с этим в правление движения пришло анонимное письмо, составленное некими людьми, проработавшими, как они пишут, в сфере культуры не один десяток лет (эти люди побоялись подписаться, объяснив это тем, что «расправа с осмелившимися вынести сор из избы последует незамедлительно»). В письме ставится под сомнение сама идея того, что Ульяновск способен претендовать на звание «Культурная столица Европы», хотя бы потому, что у города нет своей культурной инфраструктуры, за исключением сети библиотек, детских школ искусств и одного кинотеатра. Главные объекты культуры в Ульяновске находятся либо в областной, либо в федеральной собственности.

Авторы письма прошлись по болевым точкам местной культуры: городские парки находятся в плачевном состоянии; памятники истории и культуры исчезают, зато «воздвигаются безобразные здания, уродующие лицо города»; рядовые работники культуры – библиотекари, музейщики, музыканты оркестров – имеют неприлично маленькие оклады; богатейшая коллекция Художественного музея экспонируется в залах, обезображенных многолетними протечками на потолке…

Активист движения «За достойную жизнь» краевед Сергей Петров подсыпал и другие факты в поддержку авторов письма. Он обратил внимание на то, что средства на подписные издания и книги для библиотек сокращаются, в областной научной библиотеке нет работающего ксерокса, зарплата муниципальных библиотекарей эквивалентна 100 евро. В уважающем себя европейском городе, считает краевед, должен быть ухоженный некрополь, чего не скажешь о некрополе на улице Карла Маркса, который находится в запустении. В нормальном городе также должна быть пешеходная улица. Петров порекомендовал Ульяновску не ходить «с калашным рылом в европейский ряд»: «Надо прибраться у себя дома, надо сначала стать культурной столицей, а потом претендовать на это звание». Другой активист движения, Евгений Лытяков, напомнил собравшимся, что при душевом потреблении спиртного в 29,1 литра на душу населения Ульяновск может претендовать только на звание алкогольной столицы мира.

Представителей областного департамента и городского управления культуры на встрече не было, так что оппонентами анонимных авторов выступили руководители некоторых учреждений культуры. Все они обращали внимание на одно и то же: если эти анонимы работают в одной из сфер культуры, то почему они судят о культуре Ульяновска в целом? В частности, директор областного драмтеатра Наталья Никонорова опровергла утверждение авторов письма о том, что молодые артисты покидают театр из-за низких зарплат. Благодаря губернаторским стипендиям молодые актеры, пришедшие в театр буквально со студенческой скамьи, получают 6900 рублей в месяц. Областной Закон «О поддержке творческих работников» позволяет материально поддерживать ветеранов сцены. За счет областного бюджета все актеры уже три года ездят отдыхать в Турцию. А что до тех, кто уезжает, – да, получив хорошую актерскую школу в драмтеатре, молодые едут сниматься в сериалах в поисках славы и еще лучшего заработка. Но тенденция не нова: половину состава столичных театров составляют актеры из провинции – такова жизнь.

Директор «Ульяновсккинофонда» Лидия Саурова в своем выступлении сослалась на опыт Ульяновска как первой «Культурной столицы Поволжья» (2001 года): «Работники культуры посмотрели на себя другими глазами, стали по-другому крутиться». Директор Областного краеведческого музея Юлия Володина уверена, что о состоянии культуры в области могут судить в основном те, кто в ней работает, то есть профессионалы, которым приходится разбираться не только в искусстве и музейном деле, но также в экономике и управлении отраслью. «Я же не учу вас читать лекции по философии», – заявила Володина кандидату философских наук Сергею Петрову. Она также сказала, что правительством разработан проект целевой программы развития культуры в регионе до 2016 года, и скоро он будет обсуждаться в Общественной палате. Что касается претензий Ульяновска на европейскую культурную «столичность», то, по мнению Володиной, до 2020 года есть время, и при условии финансовых вложений городскую культуру можно будет привести в цивилизованное состояние.

Тема Ульяновска как претендента на звание «Культурная столица Европы» (КСЕ) зазвучала относительно недавно. Не исключено, что «вирус столичности» губернатор Морозов подцепил от Марата Гельмана, который активно занимается культурной модернизацией Перми, и Пермь уже присматривается к короне европейской культурной столицы. Не известно, будет ли Сергей Морозов губернатором области через десять лет, но перед вновь создаваемым министерством искусства и культуры он ставит именно такую задачу: добиваться для Ульяновска статуса КСЕ. Как ни парадоксально, такая постановка задачи говорит не о том, что Ульяновск уже стал высококультурным городом, а, скорее, наоборот: это скрытая констатация того, что проблем в области культуры еще хватает. Дело в том, что идеология КСЕ как раз и заключается в том, чтобы, объявив некий европейский город культурной столицей, вытащить его из депрессии посредством концентрации культурных проектов на определенный период (на один год), которые потянут за собой инвестиции, вызовут оживление деловой активности и туризма. Иногда это работает, иногда – нет. Еврокомиссия, спонсор программы, подчеркивает, что «город выбирается культурной столицей не за то, чем он является, а прежде всего за то, чем он хочет стать». Решение о присвоении городу статуса КСЕ принимает комиссия евроэкспертов по культуре на основании своих критериев. Например, культурными столицами 2010 года объявлены турецкий Стамбул, венгерский Печ и немецкий Эссен. Главным препятствием для получения Ульяновском статуса КСЕ является то, что Россия не входит в Европейский Союз, то есть, формально говоря, не относится к Европе. Так что в лучшем случае Ульяновск может объявить себя квазистолицей культуры (лишь бы не квазикультурной столицей). Если эту акцию, по советской привычке, не утопят в пафосе и фанфарах, если город получит от программы культурный и инвестиционный толчок, то – почему бы и нет?

Вот только почему в Художественном музее для начала не могут побелить залитые водой потолки – так никто и не объяснил…

Сергей ГОГИН