На следующей неделе Законодательное Собрание намерено рассмотреть в первом чтении проект закона «Об областном бюджете Ульяновской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов». Согласно прогнозам, областная казна в следующем году должна увеличиться. Ожидается рост собственных доходов.

В то же время доходная часть может стать еще больше, чем запланировано: это прозвучало на заседании бюджетного комитета ЗС, состоявшемся в четверг. О путях дополнительного пополнения казны и о проекте бюджета в целом рассказывает председатель комитета, депутат ЗС Алсу Балакишиева.

Курс – на рост

– Особенность будущего бюджета области – в том, что впервые законопроект был рассмотрен на публичных слушаниях. Министерство экономики, разрабатывая главный финансовый документ региона, опиралось на основные параметры прогноза социально-экономического развития. Согласно прогнозу, валовой региональный продукт должен увеличиться в следующем году на 3,5 процента, прибыль организаций – на 7 процентов. В итоге собственные доходы бюджета Ульяновской области на 2011 год закладываются в сумме 16,307 млрд рублей. Это на 20,5 процента (или на 2,7 млрд рублей) выше уточненных плановых назначений 2010 года. Планируется, что объем облбюджета по собственным доходам будет ежегодно прирастать почти на 2 млрд рублей и к 2013 году достигнет 19,8 млрд рублей.

Поступательный рост доходной части нашего бюджета – результат большого, кропотливого труда областной власти, и прежде всего – губернатора Сергея Ивановича Морозова. Много сделано для того, чтобы привлечь новые инвестиции в регион, чтобы развивались, полноценно работали действующие предприятия, малый и средний бизнес. В итоге бюджет растет.

Сбор акцизов в следующем году, например, планируется увеличить на 34,7 процента – до 3,105 млрд рублей. А по сравнению с докризисным 2008 годом объем акцизов вырастет более чем в два с половиной раза. Это не потому, что население у нас начнет активно спиваться. Значительный рост поступлении акцизов принесет новый пивоваренный завод «САБМиллер», официально открытый на днях в Ульяновской области. Вот пример притока инвестиций, расширения налоговой базы.

Акцизы, кстати, остаются одним из бюджетообразующих налогов области: составят, по прогнозам, 19 процентов общего объема собственных доходов. Налог на доходы физических лиц (4,601 млрд рублей) составит 28,2 процента. Налог на прибыль организаций (5,175 млрд рублей) – 31,7 процента.

В целом доходы областного бюджета на 2011 год запланированы сейчас в размере 21,017 млрд рублей, расходы – 23,430 млрд рублей при дефиците 2,412 млрд рублей (14,8 процента). Но эти цифры далеко не окончательные, они пока уступают показателям текущего года. Дело в том, что будут уточняться ассигнования из федерального бюджета, предназначенные Ульяновской области. Общая сумма безвозмездных поступлений из центра пока определена нам в размере 4,710 млрд рублей, и мы надеемся, что она увеличится. Для этого предпринят ряд шагов. Рост федеральной финансовой поддержки – один из путей пополнения доходной части, облбюджета-2011.

Обратились к федеральным властям

– Дело в том, что федеральное законодательство представляет сегодня налоговые льготы ряду предприятий, действующих в том числе на территории Ульяновской области. Например, «Российским железным дорогам», энергоснабжающим структурам. Льготы дает центр, но часть налоговых поступлений теряем мы – очень солидную сумму. Поэтому руководство области подготовило и направило обращение в Москву с просьбой компенсировать нашему региону, который сейчас находится на подъеме, выпадающие доходы, увеличить финансовую помощь в 2011 году на 1,4 млрд рублей. Ведь на плечи регионов ложится в следующем году серьезная дополнительная нагрузка. Необходимо предусмотреть средства на повышение на 6,5 процента зарплат работникам областных государственных и муниципальных бюджетных учреждений с 1 июня и академических стипендий учащимся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования с 1 сентября. К тому же значительно возросли тарифы на коммунальные услуги, цены на продукты – это отражается на учреждениях бюджетной сферы.

Мы с заместителем председателя облправительства Татьяной Дейкун участвовали в слушаниях в Совете Федерации, поддерживали обращение Ульяновской области. Совет Федерации обещал содействие и направил обращение в Госдуму. Надеюсь, положительная оценка наших предложений Советом Федерации и Госдумой окажет влияние на позицию Минфина РФ, которому предстоит дорабатывать проект федерального бюджета. И финансовая помощь Ульяновской области увеличится. А в дальнейшем мы предлагаем отменить предоставленные федералами льготы тем налогоплательщикам, которые успешно развиваются. Тогда доходы региона вырастут и он реже станет беспокоить просьбами столицу.

Со льготами надо разобраться

– Есть смысл проверить целесообразность сохранения и некоторых областных налоговых льгот. Да, в кризис мы поддержали такими льготами ряд предприятий и организаций. Однако экономический климат в стране меняется к лучшему, налогоплательщики крепче стоят на ногах, и региону стоит бережнее относиться к выпадающим доходам. Ряд местных налоговых льгот ЗС недавно отменило, что принесет в следующем году в бюджет 75,5 млн рублей. Тем не менее некоторые льготы остаются значительными.

Например, сумма выпадающих доходов в облбюджет от налоговых льгот организациям, занимающимся содержанием и ремонтом автомобильных дорог общего пользования, составит 205,7 млн рублей в 2010 году. Проблем с дорогами хватает, и дорожников стоит поддерживать. Однако, может быть, вместо льгот лучше реанимировать областную целевую программу по дорожному хозяйству. Тогда будет четче видно, куда направляются бюджетные средства, насколько успешно они освоены. Повысится контроль.

Или возьмем налоговые льготы инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты Ульяновской области (сумма выпадающих доходов в 2010 году – 234,8 млн рублей). Надо рассмотреть результаты предоставления льгот. Помогло ли это деятельности инвесторов, насколько они продвинулись в своих проектах, как. идет внедрение? Если отдача от таких льгот есть; тогда стоит их продлить. Если дело топчется на месте – льготы приостанавливать. Облбюджет – не богадельня. Власти имеют обязательства перед жителями региона, на выполнение требуются средства.

Надеюсь, что до первого чтения бюджета мы успеем провести консультации с облправительством по поводу действующих налоговых льгот, их обоснованности и примем взвешенное решение.

Резервы налога на прибыль

– Также до первого чтения, в ходе которого утверждаются основные характеристики бюджета (общий объем доходов, расходов, дефицит или профицит), нужно провести совместное совещание с областными финансистами по поводу ожидаемых поступлений от налога на прибыль. Здесь можно обнаружить дополнительные резервы.

Анализ формирования облбюджета последних пяти лет подтверждает, что разработчики оставляют определенный запас по доходам на прибыль, так как потом в ходе исполнения бюджета плановые показатели из года в год вырастают. В 2006 году план по налогу на прибыль оказался превышен на 645,2 млн рублей, в 2007 году – на 674 млн рублей, в 2008 году – на 1,5 млрд рублей. Лишь в 2009 году произошло снижение, но этот год был кризисный, экономику лихорадило. . В текущем году платежей по налогу на прибыль поступило 3,8 млрд рублей уже за январь-август. Придут и еще. А мы на весь 2011 год планируем только 5,175 млрд рублей. Эта сумма, скорее всего, в реальности будет выше.

Понятно, что у хорошего хозяина всегда есть запас. Однако налоговая и бюджетная политика области должна добиваться максимального приближения прогноза поступления доходов к реальной ситуации в экономике. А то потом мы начинаем делить до; полнительные доходы, выделяя деньги на то, что «горит» в данный момент. Главное же, порой, остается в стороне. Заранее продуманное при формировании бюджета распределение средств позволяет лучше управлять расходами. Для этого нужно сейчас более точно учесть объем будущих поступлений, проверить расчеты.

Способно пополнить областную казну и взыскание недоимки. По данным налоговой службы, недоимка региональных налогов сегодня составляет 662 млн рублей. Однако реально взыскать, в том числе через реструктуризацию, предполагается лишь 147,5 млн рублей. Остальное копится на разорившихся плательщиках, но официально не ликвидированных, и на прочих, существующих на бумаге. Законодательство пока не дает нам решения этой проблемы.

После прохождения бюджетом первого чтения будем готовиться ко второму, где внимание уделено структуре расходов. Приоритетами бюджетной политики региона остаются выполнение всех социальных гарантий перед населением, обеспечение выплаты зарплаты работникам бюджетной сферы, реализация мероприятий содействия занятости, повышение качества жизни ульяновцев.

Сергей ГОНЧАРОВ

При содействии пресс-службы Законодательного Собрания Ульяновской области