Недавно вступили в силу новые санитарные правила, согласно которым в детских садах теперь запрещается иметь рыбок, птиц и животных. Делается это с целью оградить детей от микробов и прочей заразы. Опасные запреты!

Фактически это запрет на общение детей с живой природой, без которого невозможно формирование человека как личности. Такие качества, как доброта, гуманное и бережное отношение к природе, формируются в раннем возрасте. Люди, лишённые такого общения, вырастают злыми, жестокими и равнодушными. У них не возникает желания любоваться красотой природы, наблюдать за её такой интересной и увлекательной жизнью. Они живут как роботы в каком-то синтетическом мире.

Моим детским садом стал бабушкин сад. Как приятно было находиться в нём в любое время года! У меня была возможность наблюдать за пробуждением природы весной, начиная от первых проталин в марте, радоваться появлению молодой травы, проснувшимся после зимы насекомым. В конце апреля распускались сине-голубые сциллы, посаженные моим отцом-биологом в день моего рождения и с тех пор ставшие самым главным подарком для меня в этот день. А потом сад становился бело-розовым от цветущих яблонь, слив и вишен. И как приятно было отдыхать после обеда под ними, когда на лицо падали мягкие ароматные лепестки, овеваемые тёплым ласковым ветерком. Потом наступало жаркое лето, наполненное запахом многочисленных цветов, свежей густой травы, ароматом первых ранних яблок, наблюдениями за жизнью насекомых, для которых сад становился родным домом. Не менее прекрасным сад оставался и осенью, как в золотую пору, так и в самое предзимье, когда казалось, что уже нечем любоваться. Но мне было интересно в нём и в самые хмурые и серые дни. А потом наступала зима, сад утопал в сугробах, которые так красиво искрились на зимнем солнце. Было так хорошо, свежо и радостно гулять в нём и любоваться птицами, которые прилетали в наш сад.

И, конечно же, у нас всегда были и кошки, и собаки, постоянное общение и игры с которыми были частью моей жизни.

Такое детство я называю счастливым, поскольку у меня никто не отнимал возможности общения с настоящей природой, с её жизнью. Как хорошо, что мои родители-биологи и бабушка, работавшая в молодости сельской учительницей, понимали это и сделали любовь к природе главной в моей жизни.

А что видят дети сейчас? Начиная с весны, их лишают возможности любоваться пробуждением природы, поскольку её начинают губить, как говорится, на корню. Траву скашивают до самой земли, не давая ей расти, деревья спиливают, животных уничтожают. И всё это на глазах у детей. А теперь дошла очередь и до детских садов, из которых уберут всех живых существ. Такое раньше в голову никому не приходило. Было время, когда у каждого детского сада была дача, на которую на всё лето вывозили детей. Вот это была действительно забота о детях. Они три месяца жили на свежем воздухе, у них была уникальная возможность жить на природе и общаться с ней. Никто не отнимал у них этого права, и они возвращались в город окрепшими, загоревшими, полными впечатлений от непосредственного общения с насекомыми, птицами и животными. Они становились от этого добрее и внимательнее к окружающему миру.

Вот какие традиции надо возрождать, а не прятать природу от детей, как будто это опасно для них. Можно подумать, они станут от этого здоровее. Как раз наоборот! Держать детей в стерильной чистоте неправильно и вредно для них. Только нахождение в естественной среде сделает их здоровыми и крепкими. Дети болеют не от общения с рыбками, птичками и животными, а от того, что их кормят всякой дрянью и травят некачественными продуктами. Вот где надо ужесточать санитарные правила, а не отнимать у детей их законное право на общение с живой природой.

Елена Благовещенская