Ульяновская область готова продать принадлежащие ей газопроводы вдвое дешевле, чем предполагалось. Законодательное решение для этого принято на днях. К нему подтолкнула позиция единственного по сути приобретателя сетей – «Газпрома».

Речь идет о сотнях километров газопроводов и других газовых объектах, являющихся сегодня областной собственностью. Сюда входят газопроводы низкого, среднего и высокого давления, внутри- и межпоселковые, расположенные в разных районах области. От этих сетей запитаны социальные объекты (школы, больницы, детсады), котельные, а также многочисленные жилые дома. Понятно, что такое серьезное газовое хозяйство должно находиться в ведении серьезных специалистов. То есть, по-любому, этим хозяйством предстоит заниматься структурам «Газпрома». Потому область и решила сети приватизировать: они были включены в Программу приватизации государственного имущества Ульяновской области на 2010 год. Планировалось, что 218 объектов газового хозяйства перейдут в частные руки путем продажи на аукционе. Однако, по данным облправительства, аукцион не состоялся из-за отсутствия заявок: никто не дал начальной цены – 400 с небольшим миллионов рублей.

Тогда родилось другое предложение: вместо провалившегося аукциона приватизировать областные газопроводы путем публичного предложения, что закон тоже в данном случае позволяет.

Как пояснила в Законодательном Собрании директор департамента госимущества и земельных отношений Ульяновской области Марина Водолазко, теперь от первоначальной аукционной цены пойдет пошаговое снижение, пока новая цена не устроит кого-то из потенциальных приобретателей. В целом снижение допускается на 50 процентов, то есть в нашем случае где-то до 200 млн рублей.

Естественно, возник вопрос: почему в аукцион по приватизации газопроводов не вступил «Газпром», от которого в первую очередь ждали действий? Генеральный директор ООО «Ульяновскрегионгаз» Владимир Камеко заявил на заседании ЗС, что в «Газпроме» стартовую цену аукциона в 400 с лишним миллионов рублей считают завышенной: – Эти газопроводы имеют определенную изношенность. По нашей оценке, в их содержание только в 2011 году потребуется вложить 272 млн рублей. А выручка от транспортировки по ним газа получится значительно меньше. Так что никакой экономической выгоды газовикам от этих объектов пока нет. Речь идет только о безопасной эксплуатации, ответственности за техническое состояние, о выведении объектов из группы риска. Поэтому мы хотим приобрести газопроводы по разумной, приемлемой цене.

Против такой постановки вопроса выступил депутат ЗС от коммунистов Александр Кругликов, который считает, что единственный покупатель просто сбивает цену, пользуясь своим положением: – В сооружение этих газопроводов в свое время было вложено около трех миллиардов рублей. На совещании в облправительстве нам «плели лапти», что износ сетей составляет сегодня 90 процентов. Будь это действительно так, то все бы взорвалось уже. И когда мы собираемся продать газопроводы даже не за 400 миллионов, а всего за 200 – это просто монополизм диктует нам свои условия. Я усматриваю здесь определенный сговор. В который раз отдаем областное имущество за бесценок: так делать нельзя. Мы забываем об интересах областного бюджета, куда должны поступить деньги от приватизации, об интересах народа. Нужно обратиться в антимонопольный комитет.

Однако единороссовское большинство Законодательного Собрания не прислушалось к голосу оппозиции и проголосовало в понедельник на внеочередном заседании ЗС за поправки в Закон «О Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Ульяновской области на 2010 год и основных направлениях политики Ульяновской области в сфере приватизации на 2010-2012 годы». Теперь газопроводы нужно приватизировать до конца года путем публичного предложения. То есть разрешается снижать цену почти до 200 млн рублей.

Наблюдатели считают, что, скорее всего, за эту сумму областные сети и перейдут в частные руки: газпромовцы вряд ли остановятся на полпути при пошаговом снижении. Если только с помощью предварительных переговоров удастся убедить приобретателей заплатить чуть дороже? Но имеются ли сегодня у продавцов какие-то рычаги воздействия: в аукцион от 400 миллионов рублей газовый гигант, напомним, включиться не пожелал. При низком спросе на товар позиция «единственного покупателя» крепка и полна внутреннего достоинства. Ситуация доведена до тупиковой, как и многое сейчас в России.

Хотя, если государство легко рассталось с большой энергетикой, то что говорить о малой? Жаль, опять недосчитается средств областной бюджет, где приходится перебирать копейки по статьям расходов.