Эта осень оказалась неожиданно богатой на непопулярные меры, о которых вдруг разом заговорили федеральные власти нашей страны.

И что там у них в точности случилось – непонятно, только впервые за долгие годы (не иначе, как со времен тех самых 90-х) можно наблюдать такую поспешность в продуцировании негатива. Становится в принципе понятно: власти торопятся обнародовать все ранее задуманное задолго до думских и президентских выборов. Сказали, мол, сейчас, а ближе к «делу», глядишь, все и усвоится в умах народных…

Во-первых, правительство уже не раз заявляло, что собирается открыть вторую (с той самой, такой нелюбимой народом, «лихой» поры) гигантскую приватизацию – около тысячи предприятий. У населения еще жива аллергия на грабительство с ваучерами, в результате которого огромная государственная собственность осела в руках нескольких процентов населения. Теперь народные массы и вовсе не участвуют в процессе. Запланированный передел собственности по определению адресован избранным. Спрашивается, стоило столько лет дурить нас тем, что власть борется с олигархами?! Да и тем, пожалуй, что кризис мы пережили безболезненно. Если продают – значит, не так уж все хорошо с бюджетом, как нам вещают. Кстати, в список приватизируемых снова попадут лучшие государственные «доли», даже в бесценных для нашей государственности «Роснефти» и РЖД.

Этой же осенью в правительстве оживились разговоры о введении налога на недвижимость, споры о котором продолжаются уже давно. Вроде бы, решено остановиться на сумме в 0,1 % от стоимости вашего жилья, но, заметьте, от его рыночной, а не остаточной стоимости. В условиях инфляции, безработицы и невысоких зарплат эта мера может ухудшить положение россиян. Многим просто придется отказываться от более дорогих квартир, съезжая в тесные и удаленные от центра. А как же озабоченность властей демографией (в тесном-то жилье какие дети)? Только не надо говорить нам, что «живой» рынок жилья поможет вернуть население в пустующие ныне села и другие неблагополучные регионы страны…

Снова заговорили и о повышении пенсионного срока. В октябре министр финансов заявил, что женщинам вскоре предстоит трудиться до 60, а мужчинам – до 62 лет. Неудивительно, что дамам «набавляют» больше – мужчины до пенсии в России сегодня вообще едва доживают. Конечно, реформа будет произведена поэтапно. Но даже при таком обещании не поучителен ли для российских властей французский опыт? Неужто кому-то нужно, чтобы такое случилось и в России?!

Череду весомых антипланов завершает оплата больничных листов. В соответствии с представленным в Думу законопроектом, 100 % оплаты будет возмещаться больному не через 8 лет трудового стажа, как было, а только через 15. Хворать и так дорого (учитывая стоимость лекарств), а тут еще и по бюллетеню получишь меньше. Страдают-то все одинаково – что в среднем и пожилом возрасте, что молодежь.

Ну а точку ставит заявление Сергея Собянина, нового мэра Москвы. Смысл его тезиса о приоритете москвичей при трудоустройстве в столице изрядно напугал провинциалов. Москва еще при Лужкове стала относительно закрытым городом, неужели теперь ее закроют еще больше? А как же Конституция, свобода передвижения по всей стране?! Решать проблему бегства кадров из депрессивных регионов таким образом нельзя. Если едут и «ищут», то не «от добра». Сначала улучшите, а потом ограничивайте.

Александр РУСИНОВ