Итак, депутаты областного Законодательного Собрания приняли бюджет области на следующий год в первом чтении. Согласились с расчетами собственных доходов и расходов, представленных исполнительной властью региона.

Да и как было не согласиться? Минэкономики нарисовало радужное картину ближайшего развития (более успешного, нежели развитие страны в целом). Остальные министерства, от соцразвития и труда до промышленности и транспорта, клятвенно заверили депутатский корпус, что выделяемых им денег, конечно, недостаточно для полного счастья. Но вполне хватает для того, чтобы перекантоваться очередной посткризисный год, не потеряв штанов. При этом все как один заверили друг друга, что бюджет у нас сугубо социально направленный.

В целом все они правы. Более шестидесяти процентов всех бюджетных расходов направлены на социальные статьи. По основным налогам намечен рост. (Намечен традиционно с запасом, чтобы иметь возможность похвалиться о дополнительных, незапланированных доходах). Всяческие индексы, от зарплатных до промышленных, как и положено, на самом деле вырастут. Да, «полного счастья» не будет. К нему надо еще упорно двигаться. Но в целом, повторимся, бюджет таков, каким и может быть у нашего исторически дотационного региона.

Речь, собственно, о другом. Рассказывают, что на последнем перед принятием бюджета заседании бюджетного комитета областного парламента глава комитета Алсу Балакишиева буквально в ряд выстраивала весь экономический блок регионального правительства, от заместителей начальников Департаментов до министров (кроме вице-премьера Татьяны Дейкун, которая заседание не посетила), с требованиями «улучшить и углубить». Бюджет, естественно.

Претензий к главному финансовому документу области было немало. Главные – пересмотреть цифру налогов на прибыль организаций (главный доходный налог бюджета) и отказаться от увеличения уставных капиталов ОАО «Ульяновская областная корпорация ипотеки и строительства», ОАО «Корпорация развития Ульяновской области» и ОАО «Аэропорт Ульяновск». В них государство в лице области планирует вбухать 170, 50 и 20 миллионов рублей соответственно. Балакишиева, поддержанная главным нашим «медведем» Игорем Тихоновым, заявила, что это, во-первых, противоречит законодательству, во-вторых, корпорации изначально создавались для самостоятельного зарабатывания денег. Все верно. Ответственные лица обещали подумать…

Однако принятый в итоге бюджет не претерпел ни малейших изменений. Суммы всех поступлений остались прежними, расходов, включая расходы на акционерные общества, такими же. Вопрос – зачем депутаты устраивали цирк, распекая несчастных министров? В прессе их недовольство проектом бюджета сильно не освещалось, толку от этого недовольства никакого не вышло… Из-за чего сыр-бор, а? Из-за гипотетического самоутверждения? Возможно. Или наши депутаты просто не разбираются в законах, в законах экономики и в законах властной иерархии?

Любопытно, что деньги ОАО «Ульяновская областная корпорация ипотеки и строительства» и ОАО «Корпорация развития Ульяновской области» нужны для участия в совместных проектах с РОСНАНО. Той самой госкорпорацией, которой ныне руководит Анатолий Чубайс. «Корпорации развития» необходимо реконструировать здание Технопарка, чтобы создать там наноцентр, а «Корпорации ипотеки и строительства» – принять участие в конкурсе, проводимом той же РОСНАНО, на создание венчурного фонда. М-да. Корпораций получается многовато, а толку пока – ноль. Чубайс, напомним, приезжал в Ульяновск еще в начале августа. Оценил целых пять нанопроектов (есть у нас в области, оказывается, такие, есть!) и наобещал кучу преференций. Все.

Единственная наноновость, появившаяся с тех пор, – это участие ульяновской делегации в Международном форуме по нанотехнологиям «Руснанотек-2010», который сегодня заканчивается в Москве. И губернатор, и представители обеих ульяновских корпораций и нуждающегося в реконструкции Технопарка, и разработчики так понравившихся Чубайсу проектов – все приняли в нем участие. Участие в создании наноэкономики. Как будто нам наноэнергетики не хватило…

Феликс ИЛИН