Завтра Россия отметит День народного единства. В этом году он получится особенно долгим — целых четыре дня! А это значит, что вся страна, как и в новогодние «каникулы», снова остановится и хорошенько «вздрогнет»… Праздник единства придумали для нас в середине 2000-х — как бы взамен когда-то любимых «всем советским народом» ноябрьских демонстраций. Повод, разумеется, избрали далеко не революционный — день Казанской иконы Божией Матери, он же дата победы в войне 1612 года против польских интервентов (а фактически — освобождение Москвы и Кремля). Минин и Пожарский, Лжедмитрий, Марина Мнишек — помните? Не удивлюсь, если нет. С тем же успехом можно было сделать национальным праздником годовщину Куликовской битвы или Ледового побоища — ой, как далеки они от рядового обывателя, чтобы устраивать всенародные шествия и карнавалы. Да и поводы (все три), скажем прямо, не очень-то веселые. Все-таки годы «темные»…

Впрочем, официальный праздник, посвященный победе над поляками, все-таки уже существовал и в царской России отмечался. Неудивительно, ведь это именно освободительная война 1612-го привела на престол относительно незаметную дотоле династию Романовых… А нынче мы возвращаем забытые традиции, вернули вот и эту. Однако не странный ли получается набор: двуглавый византийский орел и сталинский гимн, по-российски названная Дума и по-американски звучащий Президент, советский праздник победы над фашистами и романовский день иконы, «единогласная» партия власти образца все того же СССР и могущество олигархии, дворцы и хижины по соседству?.. Может, это ошибка — пытаться объять необъятное, все время что-то переписывая в собственной истории? Не пора ли не только лихорадочно искать единства в государственных символах и декларациях, но сначала обрести его в себе, во внутренних ценностях, в собственной душе? Поняв, наконец, чего же мы в самом деле хотим от жизни?!

Александр РУСИНОВ